учебного предмета «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Аксенова В.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» для
обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени
(вариант №1) составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Костаревской СШ.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными
явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные научные данные
об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в
естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями,
практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации
знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и
учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения", "Неживая
природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого
количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и
накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
В программе обозначены два уровня умений: минимальный и достаточный.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс,
включающий: Мир природы и человека. 4кл. Учеб. для общеобразоват. организации, реализующих
адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 \ [Н.Б.Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т.
О. Куртова]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019 - 63 с. Ч.2 \ [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А.
Попова, Т. О. Куртова]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019 - 63 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представление о назначении объектов изучения;
представление о взаимосвязях между изученными
узнавание и называние изученных объектов на объектами, их месте в окружающем мире;
иллюстрациях, фотографиях;
узнавание и называние изученных объектов в
отнесение изученных объектов к определенным натуральном виде в естественных условиях;
группам (видо-родовые понятия);
отнесение изученных объектов к определенным
называние сходных объектов, отнесенных к группам с учетом различных оснований для
одной и той же изучаемой группе;
классификации;
представления об элементарных правилах развернутая характеристика своего отношения к
безопасного поведения в природе и обществе;
изученным объектам;
знание требований к режиму дня обучающегося и знание отличительных существенных признаков
понимание необходимости его выполнения;
групп объектов;
знание основных правил личной гигиены и знание правил гигиены органов чувств;
выполнение их в повседневной жизни;
знание некоторых правила безопасного поведения
ухаживание
за
комнатными
растениями; в природе и обществе с учетом возрастных
кормление зимующих птиц;
особенностей;
составление
повествовательного
или готовность к использованию полученных знаний
описательного рассказа из 3 - 5 предложений об при решении учебных, учебно-бытовых и учебноизученных объектах по предложенному плану;
трудовых задач;
адекватное взаимодействие с изученными ответы на вопросы и постановка вопросов по
объектами окружающего мира в учебных содержанию изученного, проявление желания
ситуациях; адекватное поведение в классе, в рассказать о предмете изучения или наблюдения,
образовательной организации, на улице в заинтересовавшем объекте;
условиях реальной или смоделированной выполнение задания без текущего контроля
учителем ситуации.
педагогического
работника
(при
наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка
своей работы и обучающихся, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной
деятельности
и ситуативном
общении
с
обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение
элементарных
санитарногигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных
действий;
готовность к использованию сформированных
умений при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач в объеме программы.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
Проявление готовности к самостоятельной жизни
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в
овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и
умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль
в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний,
умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях
отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение
неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
- устный опрос;
- творческие и практические работы;
- самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в
конце изучения темы и раздела в
форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные
особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий,
требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения
творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету
«Мир природы и человека» принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного
материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с
опорой на непосредственные наблюдения в
природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на
практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но он допускает
отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или
испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя,
частично использует в ответах
наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением
фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
Тема
Основное содержание
(тематические
блоки/модули)
Сезонные
изменения
(9 ч)
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время
суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов.
Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в
году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни
людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания
качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз,
замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый,
направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи,
лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений
и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление
растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в
разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Основные виды деятельности
Предлагаются
Предлагаются
всем
дифференцированн
обучающимся
о по микрогруппам
Знают
части Знают и определяют
суток, времена части суток, времена
года,
недели, года,
недели,
месяца,
дни месяца, дни недели с
недели.
помощью учителя.
Определяют
Определяют
сезонные
сезонные изменения
изменения
в в
природе
с
природе.
помощью учителя.
Рассказывают о Рассказывают
о
жизни растениях жизни растениях и
и животных в животных в разное
разное
время время
года
с
года
помощью учителя.
самостоятельно. Различают сад и
Различают сад и огород.
огород.
Знают, как одеваться
Знают,
как в разное время года.
одеваться
в Рассказывают
о
разное
время труде
людей
в
года.
разное время года с
Рассказывают о помощью учителя
труде людей в
разное
время
года
Неживая
природа
(4 ч)
Живая
природа
(12ч)
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара).
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки
объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее
существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком),
место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце
- звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение
для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место
в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.
Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание,
образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление
кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение
тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
Знают объекты
неживой
природы,
их
признаки.
Могут
рассказать
о
элементарных
сведениях
и
Земле
Знают объекты
живой природы,
их
признаки
(растения,
животные,
человек)
Знают
о
правилах
здорового образа
жизни
Различают виды
магазинов,
различные виды
транспортов.
Знают, где они
живут,
Знают и определяют
объекты
неживой
природы,
их
признаки
с
помощью учителя.
Могут рассказать о
элементарных
сведениях и Земле с
помощью учителя
Знают и определяют
объекты
живой
природы,
их
признаки (растения,
животные, человек)
с помощью учителя.
Знают и применяют
правила здорового
образа
жизни
с
незначительной
помощью учителя.
Различают
виды
магазинов,
различные
виды
транспортов
с
помощью учителя.
Знают,
где
они
живут,
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким
животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник",
"молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот,
уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов
чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств,
соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним
строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты,
ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена
(умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские
принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей
ближайшего окружения обучающегося.
Магазины
(2 ч)
"Овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника),
книжный. Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника.
Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в
учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт
(2 ч)
Назначение. Название отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые,
метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской
пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты.
Правила поведения.
Наша Родина Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша
– Россия
национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы.
(2 ч)
Безопасное
поведение
(4 ч)
Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд:
закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение
появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием
витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными
людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение
назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание,
отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила
безопасного
использования
учебных
принадлежностей,
инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса.
Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом
(на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Знают правила
безопасного
поведения.
Умеют
предупреждать
заболевания
и
травмы, умеют
себя вести во
время
простудных
заболеваний
Знают
и
применяют
правила
безопасного
поведения
в
природе,
с
домашними
животными,
с
незнакомыми
людьми.
Умеют
пользоваться
учебными
принадлежностя
ми.
Знают телефоны
первой помощи.
Знают и применяют
правила безопасного
поведения
с
подсказкой учителя.
Умеют
предупреждать
заболевания
и
травмы, умеют себя
вести
во
время
простудных
заболеваний
с
подсказкой учителя.
Знают и применяют
правила безопасного
поведения
в
природе,
с
домашними
животными,
с
незнакомыми
людьми с наводящей
помощью учителя.
Умеют пользоваться
учебными
принадлежностями.
Знают
телефоны
первой помощи с
помощью учителя..
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Раздел. Тема
Раздел «Сезонные изменения в природе» (9 ч)
Влияние Солнца на смену времен года. Признаки осени.
Растения и животные осенью
Признаки зимы
Растения и животные зимой
Труд людей зимой
Растения и животные весной
Труд людей осенью и весной
Растения и животные летом
Труд людей летом
Раздел «Неживая природа» (4 ч)
Почва. Состав почвы
Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом
Песок и глина
Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги
Раздел «Живая природа» (10 ч)
Растения. Огород
Лес. Ориентировка в лесу. Загрязнение воздуха, воды, почвы
Сад. Растения культурные и дикорастущие
Домашние животные: лошадь, корова
Свинья, овца Правила ухода за домашними животными
Птицы. Польза и вред птиц Водоплавающие птицы
Насекомые. Пчела. Насекомые - вредители
Режим дня. Часы.
Человек. Мозг человека
Профилактика травм головного мозга. Профилактика переутомления
Раздел «Магазины» (2ч)
Виды магазинов
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине
Раздел «Транспорт» (2ч)
Название отдельных видов транспорта
Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Раздел «Наша Родина – Россия» (2ч)
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
28
29
30
31
32
33
Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России
Достижение нашей страны в науке и искусствах.
Безопасное поведение (4 ч)
Правила поведения в быту, в школе
Правила поведения в быту, в школе. Закрепление
ПДД. Дорога. Пешеходный переход
Транспорт. Мы - пассажиры
1
1
1
1
1
1
Резервное время
Всего
1
34