Музыке
Матвейчук Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Программа учебного курса «Музыка» для 4 класса разработана на основе ФАООП
УО (вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 года № 1026, соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью, характеристики детей обучающихся в данном классе.
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков
в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкальной деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания,
оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и
последовательности, наглядности.
В программе обозначены два уровня умений: минимальный и достаточный.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю).
Предметные результаты обучения
Минимальный уровень
Достаточный уровень
определение характера и содержания
самостоятельное исполнение разученных
знакомых музыкальных произведений,
детских песен; знание динамических
предусмотренных Программой;
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о некоторых музыкальных
представления о народных музыкальных
инструментах и их звучании (труба, баян,
инструментах и их звучании (домра,
гитара);
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь,
пение с инструментальным
трещотка);
сопровождением и без него (с помощью
представления об особенностях
педагогического работника);
мелодического голосоведения (плавно,
выразительное, слаженное и достаточно
отрывисто, скачкообразно);
эмоциональное исполнение выученных
пение хором с выполнением требований
художественного исполнения;
песен с простейшими элементами
ясное и четкое произнесение слов в
динамических оттенков;
песнях подвижного характера;
правильное формирование при пении
исполнение выученных песен без
гласных звуков и отчетливое произнесение музыкального сопровождения,
согласных звуков в конце и в середине
самостоятельно;
слов;
различение разнообразных по характеру и
правильная передача мелодии в диапазоне
звучанию песен, маршей, танцев;
ре1 - си1;
владение элементами музыкальной
различение вступления, запева, припева,
грамоты, как средства осознания
проигрыша, окончания песни;
музыкальной речи.
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок
(хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по
содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и
спокойные);
владение элементарными представлениями
о нотной грамоте.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам
других людей
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение,
элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений:
Тема
(тематические
блоки/модули)
Основное содержание
Восприятие
музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных
представлений
о
многообразии
внутреннего
содержания
прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная
мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка).
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; Слушают
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. поют
Хоровое пение:
Основные виды деятельности
Предлагаютс Предлагаются
я
всем дифференциро
обучающимс ванно
по
я
микрогруппам
Умеют
Умеют
определять
определять
жанры
жанры музыки
музыки
с
помощью
самостоятель учителя.
но.
Спокойно
Спокойно
слушают
слушают
музыку,
музыку,
реагируют на
реагируют на неё,
неё,
определяют
определяют
части песни с
части песни помощью
самостоятель учителя,
но,
знакомятся
с
знакомятся с разными
разными
музыкальными
музыкальным инструментами
и
.
инструментам
и.
и Слушают
поют
и
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии,
короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего
режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование
умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения
быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между
фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить
согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла
текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков
на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого
произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения
без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над
чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
отечественны
е песни.
Различают
темы
музыкальных
произведений
и их жанры
самостоятель
но.
Умеют петь
короткие
песни, умеют
правильно
дышать
во
время пения,.
Понимают
песни
отечественные
песни.
Различают
темы
музыкальных
произведений и
их жанры с
помощью
учителя.
Умеют
петь
короткие песни
с
помощью
учителя, умеют
правильно
дышать
во
время пения,.
Понимают
песни
с
помощью
учителя
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой
песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной
высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу
вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало
и окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе
с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других
обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение
пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1,
ре1 - си1, до1 - до2;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов
музыкальной грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte,
тихая - piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных
инструментах;
обучение игре на фортепиано.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Вводный урок. Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен, выученных на
предыдущих годах обучения. Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных
мультфильмов; А. Пьяццолла. Либертанго (аккордеон).
Без труда не проживешь. Хоровое пение: Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В.
Викторова и Л. Кондрашенко. Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
Без труда не проживешь. Хоровое пение: Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Во кузнице. Русская
народная песня. Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Без труда не проживешь. Слушание музыки: В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха
Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Без труда не проживешь. Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Без труда не проживешь. Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Без труда не проживешь. Слушание музыки: П. Чайковский. Симфония №5. Часть II. Andantecantabile.
Инсценирование
Обобщение по теме «Без труда не проживешь» Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по теме
Будьте добры. Хоровое пение: Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова,
слова Ю. Яковлева.
Обобщение по теме «Будьте добры» Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по
теме
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Контрольно-обобщающий урок. Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2
четверть
Моя Россия Хоровое пение: Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Моя Россия Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Моя Россия Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Мальчишки и девчонки. Музыка А.
Островского, слова И. Дика.
Моя Россия Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Моя Россия Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь». Музыка И. Дунаевского. Слова В. ЛебедеваКумача.
Моя Россия Слушание музыки:Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Моя Россия В. Агапкин. Прощание славянки.
Моя Россия П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».
Моя Россия Слушание музыки: П. Чайковский. Полонез. Из оперы «Евгений Онегин».
Обобщение по теме «Моя Россия». Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по
теме
Великая Победа Хоровое пение: Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм. Покрасса,
слова Б. Ласкина.
Великая Победа Слушание музыки: Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. День Победы.
Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
1
Мир похож на цветной луг Хоровое пение: Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В.
Лугового.
Мир похож на цветной луг Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского. Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Мир похож на цветной луг. Слушание музыки: С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем
апельсинам». В. Монти. Чардаш.
Мир похож на цветной луг В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
Обобщение по темам: «Великая Победа» Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара
по теме
Обобщение по темам: «Мир похож на цветной луг» Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по теме
Контрольно-обобщающий урок Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за
учебный год
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
31
32
Контрольно-обобщающий урок Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный 1
год
Контрольно-обобщающий урок Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный 1
год
Всего – 34 ч