ИЗО
Матвейчук Н.А.
Программа учебного курса ИЗО
для 4 класса разработана на основе
ФАООП УО (вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 года № 1026,
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью, характеристики детей обучающихся в данном классе.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных
материалов,
инструментов
и
приспособлений,
в
том
числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции
познавательной
деятельности
обучающихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои
действия;
коррекции ручной моторики;
улучшения
зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий
с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации;
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
В программе обозначены два уровня умений: минимальный и достаточный.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс,
включающий: Изобразительное искусство. 4 кл. Учеб. для общеобразоват. организации,
реализующих адапт. основные образоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. - 2-е изд.
- М.: Просвещение, 2019 - 95 с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень
знание названий художественных
материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения,
правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с
ними;
знание элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета;
знание некоторых выразительных средств
изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка",
"линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования,
аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих
рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и
национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости
от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы
инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей
изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление
текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки
Достаточный уровень
знание названий жанров изобразительного
искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
знание названий некоторых народных и
национальных промыслов ("Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых
материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
знание выразительных средств
изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка",
"линия", "штриховка", "контур", "пятно",
"цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени,
перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная,
сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный,
пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения
работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы
инструкциям педагогического работника
или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
оценка результатов собственной
изобразительной деятельности и
обучающихся (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
(раскатывание, сплющивание,
использование разнообразных
отщипывание) и аппликации (вырезание и
технологических способов выполнения
наклеивание);
аппликации;
рисование по образцу, с натуры, по памяти, применение разных способов лепки;
представлению, воображению предметов
рисование с натуры и по памяти после
несложной формы и конструкции; передача предварительных наблюдений, передача
в рисунке содержания несложных
всех признаков и свойств изображаемого
произведений в соответствии с темой;
объекта; рисование по воображению;
применение приемов работы карандашом,
различение и передача в рисунке
гуашью, акварельными красками с целью
эмоционального состояния и своего
передачи фактуры предмета;
отношения к природе, человеку, семье и
ориентировка в пространстве листа;
обществу;
размещение изображения одного или
различение произведений живописи,
группы предметов в соответствии с
графики, скульптуры, архитектуры и
параметрами изобразительной
декоративно-прикладного искусства;
поверхности;
различение жанров изобразительного
адекватная передача цвета изображаемого
искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
объекта, определение насыщенности цвета, сюжетное изображение.
получение смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период
обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию"; "Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию
произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему,
декоративное рисование;
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной
композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией
деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по
образцу, представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и
декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства.
Тема (тематические Основное содержание
блоки/модули)
Обучение
композиционной
деятельности:
Понятие
"композиция".
Элементарные приемы композиции на
плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль, диагональ в
построении композиции. Определение
связи изображения и изобразительной
поверхности. Композиционный центр
(зрительный
центр
композиции).
Соотношение изображаемого предмета с
параметрами листа (расположение листа
вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной
поверхности
пространственных
отношений (при использовании способов
передачи
глубины
пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей
между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в
композиции.
Применение
выразительных
средств
композиции:
величинный
контраст (низкое и высокое, большое и
маленькое, тонкое и толстое), светлотный
контраст (темное и светлое). Достижение
Основные виды деятельности
Предлагаются
всем Предлагаются
обучающимся
дифференцированно
по
микрогруппам
Умеют
применять
приёмы Умеют
применять
приёмы
композиции.
композиции с помощью учителя.
Определяют связи изображения Определяют связи изображения и
и
изобразительной изобразительной деятельности с
деятельности.
помощью учителя.
равновесия композиции с помощью
симметрии.
Применение приемов и правил
композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
Развитие
умений
Формирование понятий: "предмет",
воспринимать
и "форма", "фигура", "силуэт", "деталь",
изображать
форму "часть", "элемент", "объем", "пропорции",
предметов,
"конструкция",
"узор",
"орнамент",
пропорции,
"скульптура", "барельеф", "симметрия",
конструкцию
"аппликация".
Разнообразие форм предметного
мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические
фигуры.
Природные
формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и
в пространстве.
Обследование
предметов,
выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в рисунке,
аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с
геометрическими
фигурами
(метод
обобщения).
Передача пропорций предметов.
Строение тела человека, животных.
Передача движения различных
одушевленных
и
неодушевленных
предметов.
Приемы и способы передачи
формы предметов: лепка предметов из
Различают
понятия
самостоятельно.
Умеют
соотносить
формы
предметов с геометрическими
фигурами.
Умеют
передавать
формы
предметов
различными
приёмами самостоятельно.
Различают понятия с помощью
учителя.
Умеют
соотносить
формы
предметов с геометрическими
фигурами.
Умеют
передавать
формы
предметов различными приёмами
с помощью учителя.
Развитие восприятия
цвета предметов и
формирование
умения
передавать
его в рисунке с
помощью красок:
отдельных деталей и целого куска
пластилина;
составление
целого
изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта
предмета из бумаги по контурной линии;
рисование
по
опорным
точкам,
дорисовывание, обведение шаблонов,
рисование по клеткам, самостоятельное
рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и
узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе,
замкнутый,
сетчатый,
по
содержанию:
геометрический,
растительный,
зооморфный,
геральдический. Принципы построения
орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике
(повторение
одного
элемента на протяжении всего орнамента;
чередование элементов по форме, цвету;
расположение элементов по краю, углам,
в центре).
Практическое применение приемов
и способов передачи графических образов
в лепке, аппликации, рисунке.
Понятия:
"цвет",
"спектр",
"краски",
"акварель",
"гуашь",
"живопись".
Цвета
солнечного
спектра
(основные, составные, дополнительные).
Теплые и холодные цвета. Смешение
цветов. Практическое овладение основами
Различают понятия, определяют
основные цвета.
Работают с красками, кистям
самостоятельно
Различают понятия, определяют
основные цвета с помощью
учителя.
Работают с красками, кистям с
помощью учителя.
Обучение
восприятию
произведений
цветоведения.
Различение
и
обозначением
словом, некоторых ясно различимых
оттенков цветов.
Работа
кистью
и
красками,
получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов,
отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета.
Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния
(радость, грусть). Роль белых и черных
красок в эмоциональном звучании и
выразительность образа. Подбор цветовых
сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными
красками:
кистевое
письмо
примакивание кистью; рисование сухой
кистью; рисование по мокрому листу
(алла прима), послойная живопись
(лессировка).
Практическое применение цвета
для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу,
тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
Умеют
беседовать
на Умеют
беседовать
на
Примерные темы бесед:
определённые
темы
с
определённые
темы
с
помощью
"Изобразительное искусство в
помощью учителя
повседневной жизни человека. Работа незначительной
искусства:
художников,
скульпторов,
мастеров учителя
народных промыслов, дизайнеров".
"Виды
изобразительного
искусства".
Рисунок,
живопись,
скульптура,
декоративно-прикладное
искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины"
Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная
картина. Какие материалы использует
художник (краски, карандаши). Красота и
разнообразие природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
живописи и графики. Художники создали
произведения живописи и графики: И.
Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В.
Конашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И.
Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И.
Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И.
Шишкин.
"Как
и
о
чем
создаются
скульптуры". Скульптурные изображения
(статуя, бюст, статуэтка, группа из
нескольких фигур). Какие материалы
использует скульптор (мрамор, гранит,
глина, пластилин). Объем - основа языка
скульптуры. Красота человека, животных,
выраженная
средствами
скульптуры.
Скульпторы
создали
произведения
скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В.
Мухина.
"Как и для чего создаются
произведения декоративно-прикладного
искусства". Истоки этого искусства и его
роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда,
костюмы). Какие материалы используют
художники-декораторы.
Разнообразие
форм в природе как основа декоративных
форм в прикладном искусстве (цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном
искусстве.
Ознакомление
с
произведениями
народных художественных промыслов в
России с учетом местных условий.
Произведения
мастеров
расписных
промыслов
(хохломская, городецкая,
гжельская, жостовская роспись).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовкой.
Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются?
Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка
Листья осенью. Рисование
Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование
Веточка с листьями в тени. Рисование
Листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовкой.
Рассматривание картин художников.
Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко.
Нарисуй домики, которые расположены от тебя так же: близко, подальше, далеко.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Нарисуй картину- пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко.
Нарисуй то, что стоит на столе. Это натюрморт.
Беседа о творчестве художников. Портрет человека.
Изобразить человека, чтобы получилось похоже. Рассмотреть натуру.
Портрет моей подруги. Лепка и рисование.
Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление.
Нарисуй свой автопортрет.
Художники о тех, кто защищает Родину.
Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря.
Доброе и злое в сказках. Покажи это в рисунках.
Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.
Художники, которые рисуют море.
Рисование моря.
Художники и скульпторы.
Животные жарких стран. Жираф. Лепка. Рисунок.
Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование
Насекомые. Стрекоза. Лепка
Насекомые. Стрекоза. Рисование
Беседа. Народное искусство. Гжель
Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда)
Беседа. Улица города. Люди на улице города.
Рисунок по описанию. Улица города.
Рисование. Цвета, краски лета. Цветы лета.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого -33 ч
Резерв – 1 ч
Всего – 34 ч