АРП Чтение 4 класс с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Чтению

Аханова Ю.А.

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса
составлена на основе:
1.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2.
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой
степенью умственной отсталости МКОУ Костаревской СШ.
3.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Литературное чтение». М.:
«Просвещение», 2010 г.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом
зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность
обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в
основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной
адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной)
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся
психофизических функций.
Цель курса: направленность уроков чтения на социализацию личности умственно
отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций
поведения.
Задачи:
• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с
правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от
послогового чтения к чтению целым словом;
• формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию
текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя,
спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном,
дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать
предполагаемый ответ;
• развитие связной речи и обогащение словаря;
• развитие интереса к книгам, знакомство с доступными детскими книгами.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по чтению решаются
коррекционно-развивающие задачи:
˗ коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
˗ коррекция и развитие зрительного восприятия;
˗ развитие слухового восприятия;
˗ коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза,
выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей,
планирующая функция мышления);
˗ коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы
(навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального
развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы
включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения,
направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. У учащихся
формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• использовать знако-символические средства с помощью учителя;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию.
Достаточный уровень:
• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
• пересказ текста полностью и выборочно;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Личностными результатами изучения предмета «Чтение» являются следующие
умения и качества:

Выпускник научится:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в
учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя
страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

установка на здоровый образ жизни;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;

установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметными результатами изучения курса «Чтение» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;

оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);

основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:

строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной форме;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное желание и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
Выпускник получит возможность научиться:

задавать вопросы;

контролировать свои и действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и
готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять
правила речевого, неречевого поведения
Содержание изучаемого предмета.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире,
о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.


Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире
волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето
пришло".
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми
слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными
слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца
предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор
соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого
(радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон
голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и
драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную
оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и
поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой
цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо.
Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная
оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа
над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев,
по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как
хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием
произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с
содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение
одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на
наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к
ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к
произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного
автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом,
приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой,
на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.).
Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно
называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный
пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное
рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание
заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки.
Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Учебно-тематическое планирование программного материала.
На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане
предусмотрено 136 часа (4 часа в неделю).
Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, игровые,
здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения, ИКТ.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Класс
Содержание
Кол-во часов
4

Школьная жизнь.
Время листьям опадать.
Делу – время, потехе – час.
В мире животных.
Жизнь дана на добрые дела.
Зима наступила.
Веселые истории.

I четверть
11
17
6
-

II четверть
2
12
9
8
-

Полюбуйся, весна наступает.
В мире волшебной сказки.
Родная земля.
Лето пришло.

-

-

III четверть IV четверть
15
10
13
-

11
11
11

Календарно-тематическое планирование по чтению 4 класс
№
п\п

Тема раздела, тема и элементы содержания урока

Кол-во
часов

1 четверть 34 ч
Школьная жизнь 11ч
1.
2.
3.
4.

Н. Носов «Снова в школу». Беседа по сюжетной картинке.
Э. Мошковская «Жил-был Учитель». Ответы на вопросы по содержанию.
М. Пляцковский «Чему учат в школе». Заучивание стихотворения наизусть.
Ю. Ермолаев «Поздравление». Поступки героев и их связь.

1
1
1
1

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Е. Шварц «Как Маруся дежурила». Составление устного рассказа.
Е. Ильина «Шум и Шумок». Пересказ текста по картинному плану.
В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок». Выразительное чтение.
Входная контрольная работа
По Л. Каминскому «Три желания Вити». Определение идеи произведения.
В. Берестов «Читалочка». Заучивание наизусть.
Обобщение по теме: «Школьная жизнь». Определение общей темы раздела.
Время листьям опадать 17ч

1
1
1
1
1
1
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Н.Антонов «Желтой краской кто-то…» Выразительное чтение.
Н. Абрамцева«Осенняя сказка». Рассказывание сказки по плану.
Е. Благинина «Подарки осени». Графическое рисование по представлению.
Л. Воронкова «Лесные подарки». Деление текста на части о картинному плану.
А. Твардовский «Лес осенью». Заучивание стихотворения наизусть.
В. Путилина «В осеннем лесу». Свободные высказывания по теме.
Н. Некрасов «Славная осень!» Заучивание наизусть.
Ю. Шим «Отчего Осень грустна». Выразительное чтение.
К. Бальмонт «Осень». Выразительное чтение.
Ю. Коваль «Три сойки». Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение.
Н. Сладков «Холодная зимовка».
А. Плещеев «Скучная картина!..». Объяснение отдельных выражений текста.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
по
плану

по
факту

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

О. Иваненко «Сказка про маленького жучка». Составление рассказа.
К. Ушинский «Пчелы и мухи». Чтение по ролям.
Г. Граубин «Время листьям опадать…» Ответы на вопросы.
Обобщение по теме: «Время листьям опадать».
«Здравствуй, осень, на КВН к нам просим!».
Делу – время, потехе – час. 8ч
«Пекла кошка пирожки…» Русская потешка. Заучивание наизусть.
«Сенокос» Чешская потешка. Драматизация потешки.
Л. Пантелеев «Карусели».
Проверка уровня сформированности навыков чтения. ТЧ
Н. Носов «Прятки». Определение идеи рассказа.
Считалки. Распределение ролей при использовании считалки.
2 четверть 32 ч
М. Булатов «Жмурки». Ответы на вопросы словами текста.
Обобщение по теме: «Делу-время, потехе-час». Определение общей темы произведений, представленных
в разделе.
В мире животных. 12ч
К. Ушинский «Бодливая корова». Элементарная оценка поступков героев.
В. Бирюков «Упрямый котенок». Рассказывание сказки с опорой на картинный план.
В. Гаранжин «Пушок». Определение черт характера персонажа.
Е. Чарушин «Томка». Сравнение черт характера отдельных персонажей.
Б. Житков «Охотник и собаки». Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации.
Л. Матвеева «Чук заболел». Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам.
Г. Снегирев «Хитрый бурундук». Ответы на вопросы словами из текста.
А. Барков «Барсучья кладовая». Ответы на вопросы словами из текста.
А. Дорохов «Гостья». Определение отношения автора к героям и событиям.
Г. Корольков «Игрушки лисят». Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации.
Ю. Дмитриев «Лиса». Доказательство суждений примерами из текста.
Обобщение по разделу: «В мире животных». Загадки. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.
Жизнь дана на добрые дела. 9ч
Г. Ладонщиков «Миша – мастер». Определение собственного отношения к герою стихотворения.
Е. Пермяк «Пичугин мост». Ответы на вопросы словами из текста.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

64

Е. Пермяк «Пичугин мост». Коллективное определение идеи текста.
В. Хомченко «Михаськин сад». Пересказ текста по плану.
С. Баруздин «Как люди радуются». Объяснение образного выражения.
Ю. Ермолаев «Про каникулы и полезные дела». Сравнение поступков двух героев.
Е. Благинина «Котенок». Определение тона голоса, подходящего для передачи.
Административная контрольная работа
Обобщение по разделу: «Жизнь дана на добрые дела» . Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.
Зима наступила. 23ч
Л. Воронкова «Снег идет». Выбор из текста образных сравнений.
А. Слащев «Снегурочка». Объяснение образных выражений (фразеологизмов).
И Суриков «Зима» (отрывок). Выразительное чтение. ТЧ
С Маршак «Декабрь» (отрывок). Словесное рисование. Заучивание наизусть.
В. Сутеев «Елка». Знакомство с книгами В. Сутеева.
В. Сутеев «Елка». Пересказ отдельных частей текста с порой на картинный и словесно-логический
планы.
Л. Клавдина «Вечер под рождество». Свободные высказывания о праздновании рождества.

65

Р. Тимершин «Где лежало «спасибо»? Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение.

1

66

Н. Носов «На горке». Элементарная оценка героев и их поступков.

1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

1
1
1
1
1
1
1

3 четверть 36 ч
1

68

Н. Носов «На горке». Пересказ рассказа по картинкам. Ответы на вопросы словами из текста, выборочное
чтение.
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Определение основных черт характеров героев.

69

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Рассказывание сказки по картинному плану.

1

70

А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». Чтение по ролям.

1

71

А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». Ответы на вопросы словами из текста, выборочное
чтение.
П. Головкин «Зимняя сказка». Коллективное определение основной мысли сказки.

1

67

72

1

1

73

Г. Скребицкий «Митины друзья». Элементарная оценка характера главного героя.

1

74

Г. Скребицкий «Митины друзья». Составление рассказа с опорой на иллюстрацию.

1

75

В. Бирюков «Снежная шапка». Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение.

1

76

А. Тумбасов «В шубах и шапках». Коллективное определение основной мысли сказки.

1

77

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Выразительное чтение.

1

78

В. Бианки «Находчивый медведь». Элементарная оценка характера главного героя.

1

79

А. Спирин «Зимние приметы». Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение.

1

80

Обобщение по разделу: «Зима наступила». Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.

1

Веселые истории. 10ч
1

82

Н. Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст
и вопросы.
Н. Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Составление рассказа по картинке.

83

Г. Остер «Одни неприятности». Чтение по ролям.

1

84

М. Пляцковский «Однажды утром». Пересказ текста на основе готового плана.

1

85

В. Бирюков «Почему комары кусаются». Полный подробный пересказ.

1

86

С. Маршак «Вот какой рассеянный». Составление рассказа по иллюстрации.

1

87

О. Кургузов «Две лишние коробки». Словесное рисование.

1

88

Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?». Выбор из текста отрывков к иллюстрации.

1

89

Обобщение по разделу «Веселые истории». Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.

1

90

Внеклассное чтение. С. Маршак «Вот какой рассеянный».

1

81

1

Полюбуйся, весна наступает… 13ч
1

92

В. Алферов «Март». Составление рассказа по сюжетной картинке. Графическое рисование по
представлению.
М. Фролова «Восьмое марта». Определение собственного отношения к рассказу.

93

М. Фролова «Восьмое марта». Рисование открыток на заданную тему.

1

94

Е. Благинина «Забота». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

95

А. Соколовский «Бабушкина вешалка». Понимание мотивов поступков героя.

1

96

В. Бианки «Последняя льдина». Объяснение значения смысла слов.

1

97

А. Плещеев «Весна». Заучивание стихотворения наизусть.

1

98

А. Барков «Скворцы прилетели». Словесное рисование.

1

99

Э. Шим «Всему свой срок». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

100

И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…». Словесное рисование.

1

101

Ю. Коваль «Весенний вечер». Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

102

Ю. Дмитриев «Опасная красавица». Ответы на вопросы по содержанию текста. ТЧ. Проверка уровня
сформированности навыков чтения.
Обобщающий урок по разделу: «Полюбуйся, весна наступает…» . Ориентировка в учебнике с помощью
оглавления.

1

91

103

1

1

В мире волшебной сказки. 11ч
104

«Хаврошечка». Русская народная сказка. Определение волшебного и реального в сказке.

1

4 четверть 34 ч
105

Хаврошечка». Нравственный смысл сказки. Определение основных черт характеров героев.

1

наизусть

наизусть

106

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка.

1

107

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Умение ориентироваться в тексте.

1

108

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Словесное рисование.

1

109

Ш. Перро «Подарки феи». Определение основных черт характеров героев.

1

110

Ш. Перро «Подарки феи». Определение волшебного и реального в сказке.

1

111

Братья Гримм «Горшочек каши». Определение основных черт характеров героев.

1

112

В. Порудоминский «Наши сказки». Элементарная оценка характера главного героя.

1

113

В.ч. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Определение волшебного и реального в сказке.

1

114

Обобщающий урок по разделу: «В мире волшебной сказки». Ориентировка в учебнике с помощью
оглавления.

1

наизусть

Родная земля. 12ч
115

М. Ильин «Царь – колокол».

1

116

С. Васильева «Город на Неве».

1

117

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле».

1

118

С. Вербова «Сочинение на тему» Объяснение смысла пословиц о Родине.

1

119

Л. Кассиль «Какое это слово?»

1

120

Б. Никольский «Главное дело».

1

121

А. Усачев «Защита».

1

122

Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все».

1

123

Промежуточная аттестация

1

наизусть

124

Стихи о Дне Победы. Беседа о празднике.

1

125

Т. Белозеров «День Победы». Беседа о подвиге народа.

1

126

Обобщающий урок по разделу.

1

Лето пришло. 10ч
127

С. Козлов «Ливень»; Г. Граубин «Тучка».

1

128

Н. Павлова «Хитрый одуванчик».

1

129

Н. Павлова «Хитрый одуванчик». Выборочный пересказ.

1

130

Е. Благинина «Одуванчик». Выразительное чтение.

1

131

А. Дорохову «Встреча со змеей».

1

132

А. Бродский «Летний снег».

1

133

В. Голявкин «После зимы будет лето».

1

134

А. Спирину «Летние приметы».

1

135

Обобщающий урок по разделу: «Лето пришло».

1

136

Путешествие по Литературии.

1

ТЧ Проверка уровня сформированности навыков чтения.

наизусть

Приложение
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя
самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и
смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает
его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по
слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе —
логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении
наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно
выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова —
по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз,
в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ И
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Технические средства обучения.
1.
2.
3.

Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Интерактивная доска.

Учебно-практическое оборудование.
1.
2.
3.
4.

Классная доска
Магнитная доска.
Наборное полотно.
Слоговые таблицы.

Информационно-образовательные ресурсы.
1. Дидактический демонстрационный материал.
2. Электронные учебные издания.
3. Тематические мультимедийные презентации.
4. Интернет – ресурсы.
Учебно-методический комплекс.
Для обучающихся:
С.Ю. Ильина. «Чтение», 4 класс. Учебник в 2-х частях для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные

программы, Москва «Просвещение», 2018 г.
Для учителя:
С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, Т.М. Головкина Методические рекомендации
«Чтение 2-4 классы». Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва,
«Просвещение», 2017г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
(0-4 классы), Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М.
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс под ред. В.В. Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации. - М. "Просвещение», 2008.
Методические пособия:
А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку и чтению в школе VIII вида»
(М., «Просвещение», 2000 г.)
В. Волина «Русский язык. Учимся играя» (Екатеринбург, «Арго», 1996 г.)
В.В. Воронкова «Обучение чтению и письму учащихся младших классов
коррекционной школы». — М., 2009.
Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» ( М, Владос,
1999г)
М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» (М.,
«Просвещение», 2000 г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».