Рабочая программа Обществоведение 10 класс АООП

Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Обществоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Предмет «Обществоведение» играет важную роль в правовом воспитании учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании
гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе. Изучение предмета способствует возможно
большей самореализации личностного потенциала выпускников школы, их успешной социальной адаптации.
Основные цели изучения данного предмета ― создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современное общество; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умения
реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Основные задачи изучения предмета:
― знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации;
― формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин, закон, правопорядок и др.;
― формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденности в необходимости
соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона;
― формирование нравственных ценностей: основ патриотизма – любви к своей Родине, Отечеству, уважительного отношения к
государственной символике страны – флагу, гербу, гимну;
― формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе;
― формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе;
― формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение;
― формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» и др. ;
― формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России;
― формирование основ финансовой грамотности;
― воспитание познавательного интереса к предмету;
― воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Стойкое недоразвитие познавательной деятельности учащихся не дает им возможность овладеть в полной мере морально-этическими и
политико-правовыми знаниями, необходимыми для жизни в нашем обществе. Поэтому содержание курса обществоведения носит элементарный
характер, но сохраняет при этом структурную целостность, способствуя возможно большей самореализации личностного потенциала детей с
нарушениями интеллекта.
2

В преподавании обществоведения создаются определенные условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и
этической грамотности, формирования умения жить и действовать в соответствии с нормами, принятыми в обществе, умело использовать свои
права, учитывая при этом права и интересы окружающих людей.
Изучение предмета обществоведения предполагает использование различных методов и форм работы на уроке. Обучение учащихся
элементам правовых и обществоведческих знаний отвечает таким принципам как научность, доступность, систематичность, сознательность и
прочность усвоения материала. Одним из основных методов работы при изучении тем предмета является беседа, которая позволяет выявить уже
имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, при необходимости исправить и дополнить их. Метод разбора (анализа)
простейших юридических казусов и конкретных примеров из жизни направлен на развитие поисково-познавательной активности и речевой
деятельности, внимания школьников. На основе морально-правовых знаний и умений на уроках обществоведения у учащихся моделируются
образцы собственного поведения в жизненно необходимых ситуациях.
Отбор содержания предмета обществоведения произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социальновозрастных потребностей подростков. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать у учащихся с ограниченными возможностями
здоровья необходимые морально-этические и политико-правовые знания.

№
п/п
1
2
3
4
5

Тематический план курса «Обществоведение», 10 класс
Тема раздела

Кол-во часов

Введение
Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Обобщение по разделам.
Итого:

3
18
8
3
2
34

Тематический план курса «Обществоведение», 11 класс
3

№
п/п
1
2
3
4
5

Тема раздела

Кол-во часов

Повторение
Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Обобщение по разделам
Итого:

2
12
8
10
2
34

Содержание учебного предмета Обществоведение, 10 класс
№ Наименование раздела Краткая характеристика содержания раздела
1. Введение
Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша
Родина ― Россия.
2. Мораль,
право,
Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Социальные
государство
нормы ― правила поведения людей в обществе. Основные социальные нормы: мораль, право, этикет.
Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества. Моральная
ответственность. Общечеловеческие ценности. Понятия добра и зла. Жизнь – самая большая ценность.
Моральные требования и поведение людей. Правила вежливости.
Что такое право? Роль права в жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации
– главный правовой документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие
соблюдение правопорядка (прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, полиция и др.).
Сходства и различия норм права и норм морали. Право ― одно из самых ценных приобретений
человечества.
Что такое государство? Взаимосвязь государства и права. Признаки, отличающие государство от
других общественных образований. Право и закон. Источники права. Законодательная власть. Российское
законодательства и международное право.
3. Конституция Российской
Конституция Российской Федерации ― основной закон России. Структура и содержание разделов
Федерации
Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией формы Российского государства.
Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской Федерации. Законодательная
власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Президент Российской Федерации ― глава государства.
4. Права и обязанности
Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и
граждан России
свободы граждан. Основные конституционные права граждан России: экономические, социальные,
гражданские, политические, культурные. Основные обязанности граждан России.
4

Обобщение по разделам
Выполнение заданий на закрепление основных тем разделов
Содержание учебного предмета Обществоведение, 11 класс
№ Наименование раздела Краткая характеристика содержания раздела
1. Повторение
Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша Родина ― Россия.
Государственные символы Российской Федерации. История создания и изменения государственных
символов России.
2. Мораль,
право,
Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Социальные
государство
нормы ― правила поведения людей в обществе. Основные социальные нормы: запреты, обычаи, мораль,
право, этикет.
Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие
ценности.
Что такое право? Нормы права (юридические нормы). Роль права в жизни общества и государства.
Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве.
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка (прокуратура, суд, Федеральная
служба безопасности, полиция и др.).
Сходства и различия норм права и норм морали. Нравственная основа права. Норма права как
элемент права; структура правовых норм, их виды. Право ― одно из самых ценных приобретений
человечества. Ценность современного права.
Что такое государство? Взаимосвязь государства и права. Признаки, отличающие государство от
других общественных образований. Право и закон. Источники права. Законодательная власть. Российское
законодательство. Источники российского права. Как принимаются законы в Российской Федерации.
Система российского права. Правоотношения. Отрасли права: государственное право, административное
право, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное
право. Система права.
Российское законодательства и международное право. Всеобщая декларация прав человека, цели ее
принятия. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской
Конституция Российской Федерации ― основной закон России. Из истории принятия конституций.
Федерации
Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией
формы Российского государства. Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской
Федерации. Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть
Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Президент Российской Федерации ―
глава государства. Местное самоуправление. Избирательная система.
4. Права и обязанности
Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и
граждан России
свободы граждан. Основные конституционные права граждан России: экономические, социальные,
5.

5

5.

Обобщение по разделам

гражданские, политические, культурные. Основные обязанности граждан России.
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудовой кодекс Российской Федерации.
Право на труд. Дисциплина труда Трудовой договор. Трудовая книжка. Виды наказаний за нарушения в
работе. Труд несовершеннолетних.
Основы гражданского права. Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом
имущественных отношений. Охрана права собственности граждан. Имущественные права и
ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовое регулирование
семейных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищноправовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу
убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Федеральный закон об
образовании Российской Федерации. Право на доступ к культурным ценностям.
Основы административного и уголовного права.
Виды правонарушений (преступления, проступки), юридическая ответственность за
правонарушения. Административное правонарушение и административная
ответственность.
Преступление и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Принципы
назначения наказания. Преступления против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в
преступную среду. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Суд, его назначение. Правосудие.
Прокуратура. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране
правопорядка.
Выполнение заданий на закрепление основных тем разделов

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
Учащиеся 1-3 группы
должны знать:
Что такое государство.
Что такое право. Основные права и обязанности гражданина РФ.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации.
Что такое правонарушение, преступление.
6

Должны уметь:
Оформлять стандартные бланки.
Учащиеся 4 группы:
перечисленные знания и умения усваивают на доступном их пониманию уровне.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
Учащиеся 1-3 группы
должны знать:
Что такое государство.
Что такое право.
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации.
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение, преступление.
Должны уметь:
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Написать просьбу, заявление, расписку, объяснительную.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Учащиеся 4 группы:
перечисленные знания и умения усваивают на доступном их пониманию уровне.
Оценочные материалы.
Оценка предметных результатов.
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в
соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают
предметные результаты. Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися содержания учебного предмета
«Обществоведение», умений и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Оценка достижения
предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль осуществляется в виде контрольно-измерительной деятельности:
- поурочный устный контроль (устный опрос, проведение наблюдений);
- поурочный письменный контроль (работа по карточкам, самостоятельная работа);
- периодический письменный контроль (контрольный тест).
7

Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме контрольного теста.
В целом оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов
должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. При оценивании предметных результатов освоения АООП
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве
усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие
науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний. Усвоенные предметные результаты
оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или
преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность
выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено
по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Критерии оценивания по обществоведению
Оценки
Устные ответы
Понимает смысл вопросов и отвечает на вопросы полными распространенными
«5»
предложениями, соблюдая связанность слов в предложении.
Приводит примеры жизненных ситуаций, раскрывающие те или иные положения,
аргументы, их подтверждающие, делает вывод.
«4»

Дает полные ответы на вопросы, но нарушена связанность слов в построении
предложения.
Недостаточно точно приводит примеры, затрудняется сделать вывод.

«3»

Дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, материал излагает
недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя.
Самостоятельно не может обобщить и привести примеры на полученные знания и
сделать вывод.

Письменные ответы
Работу на карточках выполняет
самостоятельно в полном объеме.
Тестовые задания (для 1гр)
выполняет в объеме 80-100%.
Работу на карточках выполняет
самостоятельно в полном объеме, но
имеются неточности, исправления.
Тестовые задания (для 1 гр)
выполняет в объеме 65-80%.
Задания на карточках выполняет
после объяснения, имеются
неточности, исправления или
задание выполнено наполовину.
8

Тестовые задания (для 1гр)
выполняет в объеме 50-65%.
Контроль и учет предметных результатов достижений обучающихся 10 класса
№ урока
Вид контроля
(Промежуточный (КР на начало и конец года), периодический (тематический контроль) – тесты,
диктанты, КР в течение года
21
29
32
33

№

1.

план

факт

Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Контрольный тест

Контроль и учет предметных результатов достижений обучающихся 11 класса
№ урока
Вид контроля
(Промежуточный (КР на начало и конец года), периодический (тематический контроль) – тесты,
диктанты, КР в течение года
14
22
32
33

Дата

Дата
план

факт

Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Контрольный тест

Календарно-тематическое планирование обществоведение, 10 класс
Тема раздела, урока
Кол Дата
Цели и задачи
Основные понятия (словарь)
-во
провед (образовательные, коррекционные,
Практическая деятельность
час. ения
воспитательные)
Введение
3
Предмет
1
объяснить
смысл
понятия Работа
с
презентацией:

Предмет
9

обществоведение.

2.

Кто такой гражданин

1

3.

Наша Родина – Россия.
Государственные
символы РФ.

1

4.

Мораль,
государство
Общество.

обществоведение;
корригировать
внимание;
пробудить
интерес
к
изучаемому предмету.
- объяснить учащимся, понятие гражданин,
его многозначность; - корригировать умение
давать полные ответы на поставленные
вопросы; - прививать положительные черты
характера.
- дать представление о стране, ее символах;
корригировать умение выделять главную
мысль в тексте; - воспитывать чувство
любви и патриотизма к Родине.

обществоведение, его цели, задачи.
Выполнение задания в таблице (основные
понятия, их значение). Работа в тетради.
Работа с презентацией: Понятия – гражданин,
обыватель. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте,
видеосюжетах.

- формировать у учащихся представление о
понятии общество, его многозначности; формировать умение давать полные ответы
на поставленные вопросы; - воспитывать
самостоятельность.
- формировать знания о человеке и его
социальном
окружении,
о
правилах
поведения людей в обществе; - развивать
умение выделять главное в прочитанной
части текста; воспитывать активную
жизненную позицию.
- познакомить учащихся с основными
социальными нормами; - формировать
умение самостоятельно оценивать поступки
людей;
прививать
культуру
межнационального общения.
- объяснить смысл понятия «мораль»,
«нравственность», - развивать умение
сравнивать и сопоставлять примеры

5-С., с.35 Работа с презентацией. Определение
понятия Общество из предложенных вариантов.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.

Беседа о стране, в которой мы живем; о том, что
жизнь в стране зависит от нашей гражданской
позиции. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в текстовых
источниках.

право, 18
1

5.

Правила
поведения 1
людей в обществе.

6.

Основные социальные 1
нормы: мораль, право,
этикет.

7.

Мораль,
нравственность.

1

Просмотр видеосюжета: Человек и ближайшее
социальное окружение. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.
Работа с презентацией: Понятия – мораль,
нравственность.
Выполнение
заданий
на
карточках. Поиск информации по теме в
10

8.

Мораль
в
жизни 1
человека и общества.

9.

Общечеловеческие
ценности.

1

10.

Понятия добра и зла.

1

11.

Жизнь – самая большая 1
ценность.

12.

Что такое право.

1

13.

Что такое государство.

1

жизненных
ситуаций;
воспитывать
положительные качества характера в
процессе коллективной работы.
- дать представление о значении морали в
жизни человека; - развивать способность
концентрировать
внимание
на
воспринимаемом на слух материале путем
постановки
познавательных
задач
и
вопросов; - воспитывать аккуратность в
работе.
- дать представление о моральных нормах в
обществе, общечеловеческих ценностях;
корригировать умение определять поступки,
регулируемые моралью; - прививать
элементарные нормы поведения в обществе.
- формировать знания о понятии добра и зла
в жизни человека о положительных и
отрицательных качествах чел. характера; развивать умение давать полные ответы на
поставленные вопросы;
- пробудить
желание работать над собой.
- объяснить значение слова «жизнь», его
связь с общечеловеческими ценностями; развивать умение выделять главную мысль
в прочитанной части текста по наводящим
вопросам учителя; пробудить желание быть
жизнелюбивыми,
прививать
чувство
ответственности.
- формировать знания о праве; развивать
умение
самостоятельно
находить
необходимую информацию в предложенных
источниках; - воспитывать ответственность.
- объяснить смысл понятия государство; развивать умение запоминать основное,

текстовых источниках.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.

Беседа об общечеловеческих ценностях в жизни
людей. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.
Работа с презентацией. Определение понятий
Добра и Зла из предложенных вариантов.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.
Беседа о том, что жизнь – самая большая
ценность. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в текстовых
источниках,
видеосюжетах.
Работа
с
презентацией.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
11

14.

Конституция
1
Российской Федерации.

15

Роль права в жизни 1
общества
и
государства.

16.

Мораль и право.

17.

Государство и право. 1
Признаки
правового
государства.

18.

Право и закон.

1

19.

Законодательная
власть.

1

1

главное
в
тексте;
прививать
положительные черты характера.
- формировать знания о конституции РФ; развивать способность самостоятельно
находить необходимую информацию в
тесте; - прививать активную гражданскую
позицию.
- объяснить роль права в жизни общества и
государства;
формировать
умение
выделять главное в текстовой информации;
прививать
активную
гражданскую
позицию.
- дать представление о нормах морали и
нормах права; - развивать умение
сравнивать предложенные ситуации и
находить
ответы;
воспитывать
самостоятельность и ответственность.
формировать
знания
о
понятии
государстве и права, о признаках правового
государства; - выделять главное в текстовой
информации;
прививать
активную
гражданскую позицию.

Беседа о Конституции РФ – главном правовом
документе в нашем государстве. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.
Беседа о том, какую роль играет право в жизни
общества и государства. Работа с презентацией.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.
Выполнение задания на нахождение сходства и
различия норм права и норм морали. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте,
видеосюжетах.
Беседа о том, какую роль играет право в жизни
общества и государства. Работа с презентацией.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией: Источники и система
российского права. Правоотношения. Отрасли
права. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте.

-дать общее представление о понятиях
право и закон; - развивать умение
правильно строить предложения при ответе
на вопросы путем их перефразировки; воспитывать
активную
гражданскую
позицию.
познакомить
уч-ся
с
понятием Работа с презентацией: Законодательная власть.
законодательная власть; - развивать умение Выполнение заданий на карточках. Поиск
находить необходимую информацию по информации по теме в тексте.
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.

12

20.

Правоохранительные
органы,
обеспечивающие
соблюдение
правопорядка.

1

21.

Обобщение по разделу.

1

22.

Конституция
8
Российской
Федерации
Конституция
1
Российской Федерации
― основной закон
России.

23.

Федеративное
устройство
государства.

24.

Власть в Российской 1
Федерации.

25.

Законодательная власть 1
РФ.

1

- дать представление о правоохранительных
органах,
обеспечивающих
соблюдение
правопорядка; - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
патриотизма, любовь к Родине.
- закреплять знания по пройденным темам; развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.

Работа с презентацией: Прокуратура, суд,
Федеральная служба безопасности, полиция и др..
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.

- формировать знания о конституции РФ; - развивать познавательные способности,
учить самостоятельно работать с текстом; воспитывать чувство патриотизма, любовь к
Родине.
объяснить
понятие
Федеративное
устройство государства; - развивать умение
запоминать основное, главное в тексте; воспитывать
активную
жизненную
позицию, прививать трудолюбие.
- дать представление о власти в РФ; развивать познавательные способности,
учить самостоятельно работать с текстом; воспитывать
активную
гражданскую
позицию.
- формировать знания о законодательной
власти в РФ; - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.

Беседа о Конституции РФ – главном правовом
документе в нашем государстве, структуре и
содержании разделов конституции Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

Выполнение самостоятельной работы

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

13

26.

Исполнительная власть 1
РФ.

27.

Судебная власть РФ.

28.

Президент РФ ― глава 1
государства.

29.

Обобщение по разделу.

30.

Права и обязанности
3
граждан России
Гражданство
РФ. 1
Ответственность
государства
перед
гражданами.

31.

1

1

Права
и
свободы 1
граждан.
Основные
конституционные права

- формировать знания об исполнительной
власти в РФ; - - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о судебной власти в
РФ;
развивать
познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность .
- дать представление о понятии Президент
РФ ― глава государства; - развивать умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- закреплять знания по пройденным темам; развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

объяснить
уч-ся
смысл
понятия
Гражданство РФ, дать представление об
ответственности
государства
перед
гражданами;
развивать
умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- познакомить уч-ся с главой Конституции
РФ «Права и свободы человека и
гражданина», формировать знания об

Беседа о гражданстве в РФ, об ответственности
государства перед гражданами. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

Выполнение самостоятельной работы

Работа с главой Конституции РФ «Права и
свободы человека и гражданина», с презентацией.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
14

и обязанности граждан
России

32.

Обобщение по разделу.

33- Обобщение
34. разделам.

1

по 1

основных обязанностях гражданина РФ; - информации по теме в тексте.
формировать умение давать полные ответы
на поставленные вопросы; - воспитывать
самостоятельность.
- закреплять знания по пройденным темам; - Выполнение самостоятельной работы
развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.
- закреплять знания по пройденным темам; - Выполнение самостоятельной работы
развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.

Календарно-тематическое планирование обществоведение, 11 класс
№ Тема раздела, урока
Кол Дата
Цели
-во
провед (образовательные, коррекционные,
час. ения
воспитательные)
Повторение
2
1.
Предмет
1
объяснить
смысл
понятия
обществоведение.
обществоведение;
развивать
умение
самостоятельно выполнять задание по теме;
- пробудить интерес к изучаемому
предмету.
2.
Наша
страна,
ее 1
- дать представление о стране, ее символах;
символы.
развивать умение выделять главное в тексте
по теме; - воспитывать чувство любви и
патриотизма к Родине.
Мораль,
право, 12
государство
3.
Общество.
Правила 1
- формировать у учащихся знания об

Основные понятия
Основные виды учебной деятельности
Работа
с
презентацией;
Предмет
обществоведение, его цели, задачи.
Выполнение задания в таблице (основные
понятия, их значение). Работа в тетради.
Работа с презентацией: История создания и
изменения государственных символов России.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках.
Беседа об обществе и правилах поведения людей
15

поведения
обществе.

людей

в

4.

Основные социальные 1
нормы:
запреты,
обычаи, мораль, право,
этикет.

5.

Мораль,
государство.

6.

Мораль
в
жизни 1
человека и общества.

7.

Общечеловеческие
ценности.

8.

Роль права в жизни 1
общества
и
государства.

9.

Правопорядок.

право, 1

1

1

обществе и правилах поведения в нем; развивать умение выделять главное в тексте
по теме, давать полные ответы на
поставленные вопросы; - воспитывать
самостоятельность.
- формировать знания об основных
социальных нормах в обществе; - развивать
умение выделять главное в прочитанной
части текста; воспитывать активную
жизненную позицию.
- формировать знания о связи понятий
морали, права и государства; - развивать
умение самостоятельно оценивать поступки
людей с точки зрения норм морали и норм
права; - прививать чувств ответственности
за свои действия и поступки.
- объяснить смысл понятия «мораль», развивать умение сравнивать и сопоставлять
примеры жизненных ситуаций; воспитывать
положительные качества характера в
процессе коллективной работы.
- дать представление об общечеловеческих
ценностях; - развивать умение определять
поступки, регулируемые моралью;
пробудить желание работать над собой.
- дать представление о роли права в жизни
общества и государства; корригировать
умение определять поступки, регулируемые
правом; - прививать элементарные нормы
поведения в обществе.
- формировать знания о правопорядке в
обществе; - развивать умение давать полные
ответы на поставленные вопросы; прививать чувство ответственности.

в нем. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках.

Словарь: запреты, обычаи, мораль, право, этикет.
Просмотр видеосюжета, определение основных
социальных норм. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.

Беседа о значении выполнения моральных норм в
жизни человека и общества. Выполнение заданий
на карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Беседа об общечеловеческих ценностях в жизни
людей. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.
Беседа о роли права в жизни общества и
государства. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в текстовых
источниках,
видеосюжетах.
Работа
с
презентацией.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
16

10.

Государство и право.

11.

Признаки
правового 1
государства.

12.

Всеобщая декларация 1
прав человека, цели ее
принятия.

13.

Конвенция
ребенка.

14.

Обобщение по разделу.

15.

16.

о

1

правах 1

1

Конституция
8
Российской
Федерации
Законодательная власть 1
РФ.

Исполнительная власть 1
РФ.

- объяснить значение слова «государство»,
«право», его связь с общечеловеческими
ценностями; - развивать умение выделять
главную мысль в прочитанной части текста;
- прививать чувство ответственности.
- формировать знания о признаках
правового государства; - развивать умение
самостоятельно находить необходимую
информацию в предложенных источниках; воспитывать ответственность.
- дать представление о Всеобщей
декларации прав человека, цели ее
принятия; - развивать умение запоминать
основное, главное в тексте; - прививать
активную гражданскую позицию.
- дать представление о Конвенции о правах
ребенка, ее значимости; - развивать умение
запоминать основное, главное в тексте; прививать активную гражданскую позицию.
- закреплять знания по разделу «Мораль,
право, государство»; - развивать умение
самостоятельно отвечать на вопросы по
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.

- формировать знания о законодательной
власти в РФ; - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания об исполнительной
власти в РФ; - - развивать познавательные

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Работа с текстовым источником документа.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме, запись в тетрадь.
Работа с текстовым источником документа.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме, запись в тетрадь.

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
17

17.

Судебная власть РФ.

18.

Конституция
1
Российской Федерации
― основной закон
России.
Организация власти в 1
РФ.

19

1

20.

Президент РФ ― глава 1
государства.

21.

Демократические
выборы.

1

22.

Обобщение по теме

1

способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о судебной власти в
РФ;
развивать
познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о конституции РФ; развивать умение самостоятельно находить
необходимую информацию в тесте; прививать активную гражданскую позицию.
- формировать знания об организации
власти в РФ; - развивать умение выделять
главное в текстовой информации; прививать активную гражданскую позицию

Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.

Работа с текстом. Структура и содержание
разделов Конституции Российской Федерации.

Работа с презентацией: Разделение властей.
Законодательная власть Российской Федерации.
Исполнительная власть Российской Федерации.
Судебная
власть
Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации ― глава государства. Местное самоуправление. Избирательная
система. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме, запись в тетрадь.
- дать представление о понятии Президент Работа с презентацией. Выполнение заданий на
РФ ― глава государства; - развивать умение карточках. Поиск информации по теме в тексте.
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- дать представление о демократических Работа с презентацией. Выполнение заданий на
выборах;
развивать
умение карточках. Поиск информации по теме в тексте.
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
закреплять
знания
по
разделу Выполнение самостоятельной работы
«Конституция РФ»; - развивать умение
18

самостоятельно отвечать на вопросы по
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.

23.

Права и обязанности
10
граждан России
Основные
1
конституционные права
граждан России

24.

Основные обязанности
граждан России

1

25.

Российское
гражданство.
Правоспособность
гражданина.

1

26.

Трудовое
право. 1
Трудовой
договор.
Дисциплина труда.

27.

Гражданское
право. 1
Право собственности.

- формировать знания об основных
конституционных правах граждан России; развивать умение находить необходимую
информацию по теме; - воспитывать
активную гражданскую позицию.
- формировать знания об основных
обязанностях граждан РФ; - развивать
познавательные
способности,
учить
самостоятельно работать с текстом; воспитывать чувство патриотизма, любовь к
Родине.
- формировать знания о Российском
гражданстве
и
правоспособности
гражданина;
развивать
умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
- формировать знания основ трудового
права; - развивать умение самостоятельно
работать с текстом, находить необходимую
информацию по теме; - прививать желание
трудится.
- формировать знания об основах
гражданского права, дать представление о
праве собственности; - развивать умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать ответственность.

Работа с текстом Конституции Российской
Федерации. Работа с презентацией. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по
теме.
8-с.138 Работа с презентацией. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по теме
в текстовых источниках.

9-с.26, 37 Работа с презентацией. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по теме
в текстовых источниках.

Н-с.111, 9-с.274 Работа с презентацией. Трудовой
кодекс
Российской
Федерации.
Труд
несовершеннолетних.
Труд
и
трудовые
отношения. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме
9-с.282 Работа с презентацией: Охрана права
собственности граждан. Имущественные права и
ответственность
несовершеннолетних.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме
19

28.

Семейное право.

29.

Политические права и 1
свободы.

30.

Право на образование.

1

31.

Административное
право. Уголовное право

1

32.

Обобщение по разделу.

1

33- Обобщение
34. разделам.

1

по 1

- формировать знания об основах семейного
права; - развивать умение самостоятельно
работать с текстовыми источниками,
находить необходимую информацию по
теме;
воспитывать
чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о политических
правах человека; - развивать умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- дать представление о значимости права на
образование;
развивать
умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать ответственность и
самостоятельность.
- формировать знания об основах
административного, уголовного права; развивать умение самостоятельно работать с
текстом,
находить
необходимую
информацию по теме; - воспитывать
активную гражданскую активность.
- закреплять знания по изученным темам; развивать умение самостоятельно отвечать
на вопросы по теме; - воспитывать
активную гражданскую позицию.
- закреплять знания по изученным темам; развивать умение самостоятельно отвечать
на вопросы по теме; - воспитывать
активную гражданскую позицию.

9-с.208 Работа с презентацией: Роль семьи в
жизни
человека
и
общества.
Правовое
регулирование
семейных
отношений.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме
Работа с презентацией: Право человека на
духовную свободу. Право на свободу убеждений.
Религиозные верования и их место в современном
мире. Свобода совести. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме
8-с.17 Работа с
презентацией:
Система
образования
в
Российской
Федерации.
Федеральный закон об образовании Российской
Федерации. Право на доступ к культурным
ценностям. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме
Работа с презентацией: Виды правонарушений
(преступления,
проступки),
юридическая
ответственность
за
правонарушения.
Административное
правонарушение
и
административная ответственность. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по теме
Выполнение самостоятельной работы.

Выполнение самостоятельной работы.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».