Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Обществоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Предмет «Обществоведение» играет важную роль в правовом воспитании учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании
гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности за свое поведение в обществе. Изучение предмета способствует возможно
большей самореализации личностного потенциала выпускников школы, их успешной социальной адаптации.
Основные цели изучения данного предмета ― создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современное общество; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умения
реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Основные задачи изучения предмета:
― знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации;
― формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин, закон, правопорядок и др.;
― формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденности в необходимости
соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона;
― формирование нравственных ценностей: основ патриотизма – любви к своей Родине, Отечеству, уважительного отношения к
государственной символике страны – флагу, гербу, гимну;
― формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе;
― формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе;
― формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение;
― формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» и др. ;
― формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России;
― формирование основ финансовой грамотности;
― воспитание познавательного интереса к предмету;
― воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Стойкое недоразвитие познавательной деятельности учащихся не дает им возможность овладеть в полной мере морально-этическими и
политико-правовыми знаниями, необходимыми для жизни в нашем обществе. Поэтому содержание курса обществоведения носит элементарный
характер, но сохраняет при этом структурную целостность, способствуя возможно большей самореализации личностного потенциала детей с
нарушениями интеллекта.
2
В преподавании обществоведения создаются определенные условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и
этической грамотности, формирования умения жить и действовать в соответствии с нормами, принятыми в обществе, умело использовать свои
права, учитывая при этом права и интересы окружающих людей.
Изучение предмета обществоведения предполагает использование различных методов и форм работы на уроке. Обучение учащихся
элементам правовых и обществоведческих знаний отвечает таким принципам как научность, доступность, систематичность, сознательность и
прочность усвоения материала. Одним из основных методов работы при изучении тем предмета является беседа, которая позволяет выявить уже
имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, при необходимости исправить и дополнить их. Метод разбора (анализа)
простейших юридических казусов и конкретных примеров из жизни направлен на развитие поисково-познавательной активности и речевой
деятельности, внимания школьников. На основе морально-правовых знаний и умений на уроках обществоведения у учащихся моделируются
образцы собственного поведения в жизненно необходимых ситуациях.
Отбор содержания предмета обществоведения произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социальновозрастных потребностей подростков. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать у учащихся с ограниченными возможностями
здоровья необходимые морально-этические и политико-правовые знания.
№
п/п
1
2
3
4
5
Тематический план курса «Обществоведение», 10 класс
Тема раздела
Кол-во часов
Введение
Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Обобщение по разделам.
Итого:
3
18
8
3
2
34
Тематический план курса «Обществоведение», 11 класс
3
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема раздела
Кол-во часов
Повторение
Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Обобщение по разделам
Итого:
2
12
8
10
2
34
Содержание учебного предмета Обществоведение, 10 класс
№ Наименование раздела Краткая характеристика содержания раздела
1. Введение
Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша
Родина ― Россия.
2. Мораль,
право,
Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Социальные
государство
нормы ― правила поведения людей в обществе. Основные социальные нормы: мораль, право, этикет.
Что такое мораль, нравственность? Функции морали в жизни человека и общества. Моральная
ответственность. Общечеловеческие ценности. Понятия добра и зла. Жизнь – самая большая ценность.
Моральные требования и поведение людей. Правила вежливости.
Что такое право? Роль права в жизни общества и государства. Конституция Российской Федерации
– главный правовой документ в нашем государстве. Правоохранительные органы, обеспечивающие
соблюдение правопорядка (прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, полиция и др.).
Сходства и различия норм права и норм морали. Право ― одно из самых ценных приобретений
человечества.
Что такое государство? Взаимосвязь государства и права. Признаки, отличающие государство от
других общественных образований. Право и закон. Источники права. Законодательная власть. Российское
законодательства и международное право.
3. Конституция Российской
Конституция Российской Федерации ― основной закон России. Структура и содержание разделов
Федерации
Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией формы Российского государства.
Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской Федерации. Законодательная
власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Президент Российской Федерации ― глава государства.
4. Права и обязанности
Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и
граждан России
свободы граждан. Основные конституционные права граждан России: экономические, социальные,
гражданские, политические, культурные. Основные обязанности граждан России.
4
Обобщение по разделам
Выполнение заданий на закрепление основных тем разделов
Содержание учебного предмета Обществоведение, 11 класс
№ Наименование раздела Краткая характеристика содержания раздела
1. Повторение
Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. Наша Родина ― Россия.
Государственные символы Российской Федерации. История создания и изменения государственных
символов России.
2. Мораль,
право,
Почему общество нуждается в специальных правилах. Роль правил в жизни общества. Социальные
государство
нормы ― правила поведения людей в обществе. Основные социальные нормы: запреты, обычаи, мораль,
право, этикет.
Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие
ценности.
Что такое право? Нормы права (юридические нормы). Роль права в жизни общества и государства.
Конституция Российской Федерации – главный правовой документ в нашем государстве.
Правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение правопорядка (прокуратура, суд, Федеральная
служба безопасности, полиция и др.).
Сходства и различия норм права и норм морали. Нравственная основа права. Норма права как
элемент права; структура правовых норм, их виды. Право ― одно из самых ценных приобретений
человечества. Ценность современного права.
Что такое государство? Взаимосвязь государства и права. Признаки, отличающие государство от
других общественных образований. Право и закон. Источники права. Законодательная власть. Российское
законодательство. Источники российского права. Как принимаются законы в Российской Федерации.
Система российского права. Правоотношения. Отрасли права: государственное право, административное
право, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное
право. Система права.
Российское законодательства и международное право. Всеобщая декларация прав человека, цели ее
принятия. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской
Конституция Российской Федерации ― основной закон России. Из истории принятия конституций.
Федерации
Структура и содержание разделов Конституции Российской Федерации. Определение Конституцией
формы Российского государства. Федеративное устройство государства. Организация власти в Российской
Федерации. Разделение властей. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть
Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Президент Российской Федерации ―
глава государства. Местное самоуправление. Избирательная система.
4. Права и обязанности
Гражданство Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Права и
граждан России
свободы граждан. Основные конституционные права граждан России: экономические, социальные,
5.
5
5.
Обобщение по разделам
гражданские, политические, культурные. Основные обязанности граждан России.
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудовой кодекс Российской Федерации.
Право на труд. Дисциплина труда Трудовой договор. Трудовая книжка. Виды наказаний за нарушения в
работе. Труд несовершеннолетних.
Основы гражданского права. Собственность и имущественные отношения. Регулирование законом
имущественных отношений. Охрана права собственности граждан. Имущественные права и
ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовое регулирование
семейных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищноправовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу
убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Федеральный закон об
образовании Российской Федерации. Право на доступ к культурным ценностям.
Основы административного и уголовного права.
Виды правонарушений (преступления, проступки), юридическая ответственность за
правонарушения. Административное правонарушение и административная
ответственность.
Преступление и уголовное наказание. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Принципы
назначения наказания. Преступления против несовершеннолетних. Опасность вовлечения подростков в
преступную среду. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Суд, его назначение. Правосудие.
Прокуратура. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в защите граждан и охране
правопорядка.
Выполнение заданий на закрепление основных тем разделов
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
Учащиеся 1-3 группы
должны знать:
Что такое государство.
Что такое право. Основные права и обязанности гражданина РФ.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации.
Что такое правонарушение, преступление.
6
Должны уметь:
Оформлять стандартные бланки.
Учащиеся 4 группы:
перечисленные знания и умения усваивают на доступном их пониманию уровне.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
Учащиеся 1-3 группы
должны знать:
Что такое государство.
Что такое право.
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации.
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение, преступление.
Должны уметь:
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Написать просьбу, заявление, расписку, объяснительную.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Учащиеся 4 группы:
перечисленные знания и умения усваивают на доступном их пониманию уровне.
Оценочные материалы.
Оценка предметных результатов.
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в
соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают
предметные результаты. Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися содержания учебного предмета
«Обществоведение», умений и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Оценка достижения
предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль осуществляется в виде контрольно-измерительной деятельности:
- поурочный устный контроль (устный опрос, проведение наблюдений);
- поурочный письменный контроль (работа по карточкам, самостоятельная работа);
- периодический письменный контроль (контрольный тест).
7
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме контрольного теста.
В целом оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов
должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. При оценивании предметных результатов освоения АООП
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве
усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие
науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний. Усвоенные предметные результаты
оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или
преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность
выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено
по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Критерии оценивания по обществоведению
Оценки
Устные ответы
Понимает смысл вопросов и отвечает на вопросы полными распространенными
«5»
предложениями, соблюдая связанность слов в предложении.
Приводит примеры жизненных ситуаций, раскрывающие те или иные положения,
аргументы, их подтверждающие, делает вывод.
«4»
Дает полные ответы на вопросы, но нарушена связанность слов в построении
предложения.
Недостаточно точно приводит примеры, затрудняется сделать вывод.
«3»
Дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, материал излагает
недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя.
Самостоятельно не может обобщить и привести примеры на полученные знания и
сделать вывод.
Письменные ответы
Работу на карточках выполняет
самостоятельно в полном объеме.
Тестовые задания (для 1гр)
выполняет в объеме 80-100%.
Работу на карточках выполняет
самостоятельно в полном объеме, но
имеются неточности, исправления.
Тестовые задания (для 1 гр)
выполняет в объеме 65-80%.
Задания на карточках выполняет
после объяснения, имеются
неточности, исправления или
задание выполнено наполовину.
8
Тестовые задания (для 1гр)
выполняет в объеме 50-65%.
Контроль и учет предметных результатов достижений обучающихся 10 класса
№ урока
Вид контроля
(Промежуточный (КР на начало и конец года), периодический (тематический контроль) – тесты,
диктанты, КР в течение года
21
29
32
33
№
1.
план
факт
Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Контрольный тест
Контроль и учет предметных результатов достижений обучающихся 11 класса
№ урока
Вид контроля
(Промежуточный (КР на начало и конец года), периодический (тематический контроль) – тесты,
диктанты, КР в течение года
14
22
32
33
Дата
Дата
план
факт
Мораль, право, государство
Конституция Российской Федерации
Права и обязанности граждан России
Контрольный тест
Календарно-тематическое планирование обществоведение, 10 класс
Тема раздела, урока
Кол Дата
Цели и задачи
Основные понятия (словарь)
-во
провед (образовательные, коррекционные,
Практическая деятельность
час. ения
воспитательные)
Введение
3
Предмет
1
объяснить
смысл
понятия Работа
с
презентацией:
Предмет
9
обществоведение.
2.
Кто такой гражданин
1
3.
Наша Родина – Россия.
Государственные
символы РФ.
1
4.
Мораль,
государство
Общество.
обществоведение;
корригировать
внимание;
пробудить
интерес
к
изучаемому предмету.
- объяснить учащимся, понятие гражданин,
его многозначность; - корригировать умение
давать полные ответы на поставленные
вопросы; - прививать положительные черты
характера.
- дать представление о стране, ее символах;
корригировать умение выделять главную
мысль в тексте; - воспитывать чувство
любви и патриотизма к Родине.
обществоведение, его цели, задачи.
Выполнение задания в таблице (основные
понятия, их значение). Работа в тетради.
Работа с презентацией: Понятия – гражданин,
обыватель. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте,
видеосюжетах.
- формировать у учащихся представление о
понятии общество, его многозначности; формировать умение давать полные ответы
на поставленные вопросы; - воспитывать
самостоятельность.
- формировать знания о человеке и его
социальном
окружении,
о
правилах
поведения людей в обществе; - развивать
умение выделять главное в прочитанной
части текста; воспитывать активную
жизненную позицию.
- познакомить учащихся с основными
социальными нормами; - формировать
умение самостоятельно оценивать поступки
людей;
прививать
культуру
межнационального общения.
- объяснить смысл понятия «мораль»,
«нравственность», - развивать умение
сравнивать и сопоставлять примеры
5-С., с.35 Работа с презентацией. Определение
понятия Общество из предложенных вариантов.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.
Беседа о стране, в которой мы живем; о том, что
жизнь в стране зависит от нашей гражданской
позиции. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в текстовых
источниках.
право, 18
1
5.
Правила
поведения 1
людей в обществе.
6.
Основные социальные 1
нормы: мораль, право,
этикет.
7.
Мораль,
нравственность.
1
Просмотр видеосюжета: Человек и ближайшее
социальное окружение. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.
Работа с презентацией: Понятия – мораль,
нравственность.
Выполнение
заданий
на
карточках. Поиск информации по теме в
10
8.
Мораль
в
жизни 1
человека и общества.
9.
Общечеловеческие
ценности.
1
10.
Понятия добра и зла.
1
11.
Жизнь – самая большая 1
ценность.
12.
Что такое право.
1
13.
Что такое государство.
1
жизненных
ситуаций;
воспитывать
положительные качества характера в
процессе коллективной работы.
- дать представление о значении морали в
жизни человека; - развивать способность
концентрировать
внимание
на
воспринимаемом на слух материале путем
постановки
познавательных
задач
и
вопросов; - воспитывать аккуратность в
работе.
- дать представление о моральных нормах в
обществе, общечеловеческих ценностях;
корригировать умение определять поступки,
регулируемые моралью; - прививать
элементарные нормы поведения в обществе.
- формировать знания о понятии добра и зла
в жизни человека о положительных и
отрицательных качествах чел. характера; развивать умение давать полные ответы на
поставленные вопросы;
- пробудить
желание работать над собой.
- объяснить значение слова «жизнь», его
связь с общечеловеческими ценностями; развивать умение выделять главную мысль
в прочитанной части текста по наводящим
вопросам учителя; пробудить желание быть
жизнелюбивыми,
прививать
чувство
ответственности.
- формировать знания о праве; развивать
умение
самостоятельно
находить
необходимую информацию в предложенных
источниках; - воспитывать ответственность.
- объяснить смысл понятия государство; развивать умение запоминать основное,
текстовых источниках.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.
Беседа об общечеловеческих ценностях в жизни
людей. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.
Работа с презентацией. Определение понятий
Добра и Зла из предложенных вариантов.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.
Беседа о том, что жизнь – самая большая
ценность. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в текстовых
источниках,
видеосюжетах.
Работа
с
презентацией.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
11
14.
Конституция
1
Российской Федерации.
15
Роль права в жизни 1
общества
и
государства.
16.
Мораль и право.
17.
Государство и право. 1
Признаки
правового
государства.
18.
Право и закон.
1
19.
Законодательная
власть.
1
1
главное
в
тексте;
прививать
положительные черты характера.
- формировать знания о конституции РФ; развивать способность самостоятельно
находить необходимую информацию в
тесте; - прививать активную гражданскую
позицию.
- объяснить роль права в жизни общества и
государства;
формировать
умение
выделять главное в текстовой информации;
прививать
активную
гражданскую
позицию.
- дать представление о нормах морали и
нормах права; - развивать умение
сравнивать предложенные ситуации и
находить
ответы;
воспитывать
самостоятельность и ответственность.
формировать
знания
о
понятии
государстве и права, о признаках правового
государства; - выделять главное в текстовой
информации;
прививать
активную
гражданскую позицию.
Беседа о Конституции РФ – главном правовом
документе в нашем государстве. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.
Беседа о том, какую роль играет право в жизни
общества и государства. Работа с презентацией.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.
Выполнение задания на нахождение сходства и
различия норм права и норм морали. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте,
видеосюжетах.
Беседа о том, какую роль играет право в жизни
общества и государства. Работа с презентацией.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией: Источники и система
российского права. Правоотношения. Отрасли
права. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте.
-дать общее представление о понятиях
право и закон; - развивать умение
правильно строить предложения при ответе
на вопросы путем их перефразировки; воспитывать
активную
гражданскую
позицию.
познакомить
уч-ся
с
понятием Работа с презентацией: Законодательная власть.
законодательная власть; - развивать умение Выполнение заданий на карточках. Поиск
находить необходимую информацию по информации по теме в тексте.
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
12
20.
Правоохранительные
органы,
обеспечивающие
соблюдение
правопорядка.
1
21.
Обобщение по разделу.
1
22.
Конституция
8
Российской
Федерации
Конституция
1
Российской Федерации
― основной закон
России.
23.
Федеративное
устройство
государства.
24.
Власть в Российской 1
Федерации.
25.
Законодательная власть 1
РФ.
1
- дать представление о правоохранительных
органах,
обеспечивающих
соблюдение
правопорядка; - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
патриотизма, любовь к Родине.
- закреплять знания по пройденным темам; развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.
Работа с презентацией: Прокуратура, суд,
Федеральная служба безопасности, полиция и др..
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в тексте, видеосюжетах.
- формировать знания о конституции РФ; - развивать познавательные способности,
учить самостоятельно работать с текстом; воспитывать чувство патриотизма, любовь к
Родине.
объяснить
понятие
Федеративное
устройство государства; - развивать умение
запоминать основное, главное в тексте; воспитывать
активную
жизненную
позицию, прививать трудолюбие.
- дать представление о власти в РФ; развивать познавательные способности,
учить самостоятельно работать с текстом; воспитывать
активную
гражданскую
позицию.
- формировать знания о законодательной
власти в РФ; - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
Беседа о Конституции РФ – главном правовом
документе в нашем государстве, структуре и
содержании разделов конституции Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Выполнение самостоятельной работы
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
13
26.
Исполнительная власть 1
РФ.
27.
Судебная власть РФ.
28.
Президент РФ ― глава 1
государства.
29.
Обобщение по разделу.
30.
Права и обязанности
3
граждан России
Гражданство
РФ. 1
Ответственность
государства
перед
гражданами.
31.
1
1
Права
и
свободы 1
граждан.
Основные
конституционные права
- формировать знания об исполнительной
власти в РФ; - - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о судебной власти в
РФ;
развивать
познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность .
- дать представление о понятии Президент
РФ ― глава государства; - развивать умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- закреплять знания по пройденным темам; развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
объяснить
уч-ся
смысл
понятия
Гражданство РФ, дать представление об
ответственности
государства
перед
гражданами;
развивать
умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- познакомить уч-ся с главой Конституции
РФ «Права и свободы человека и
гражданина», формировать знания об
Беседа о гражданстве в РФ, об ответственности
государства перед гражданами. Работа с
презентацией. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Выполнение самостоятельной работы
Работа с главой Конституции РФ «Права и
свободы человека и гражданина», с презентацией.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
14
и обязанности граждан
России
32.
Обобщение по разделу.
33- Обобщение
34. разделам.
1
по 1
основных обязанностях гражданина РФ; - информации по теме в тексте.
формировать умение давать полные ответы
на поставленные вопросы; - воспитывать
самостоятельность.
- закреплять знания по пройденным темам; - Выполнение самостоятельной работы
развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.
- закреплять знания по пройденным темам; - Выполнение самостоятельной работы
развивать умение самостоятельно выделять
главное в текстовой информации; воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.
Календарно-тематическое планирование обществоведение, 11 класс
№ Тема раздела, урока
Кол Дата
Цели
-во
провед (образовательные, коррекционные,
час. ения
воспитательные)
Повторение
2
1.
Предмет
1
объяснить
смысл
понятия
обществоведение.
обществоведение;
развивать
умение
самостоятельно выполнять задание по теме;
- пробудить интерес к изучаемому
предмету.
2.
Наша
страна,
ее 1
- дать представление о стране, ее символах;
символы.
развивать умение выделять главное в тексте
по теме; - воспитывать чувство любви и
патриотизма к Родине.
Мораль,
право, 12
государство
3.
Общество.
Правила 1
- формировать у учащихся знания об
Основные понятия
Основные виды учебной деятельности
Работа
с
презентацией;
Предмет
обществоведение, его цели, задачи.
Выполнение задания в таблице (основные
понятия, их значение). Работа в тетради.
Работа с презентацией: История создания и
изменения государственных символов России.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках.
Беседа об обществе и правилах поведения людей
15
поведения
обществе.
людей
в
4.
Основные социальные 1
нормы:
запреты,
обычаи, мораль, право,
этикет.
5.
Мораль,
государство.
6.
Мораль
в
жизни 1
человека и общества.
7.
Общечеловеческие
ценности.
8.
Роль права в жизни 1
общества
и
государства.
9.
Правопорядок.
право, 1
1
1
обществе и правилах поведения в нем; развивать умение выделять главное в тексте
по теме, давать полные ответы на
поставленные вопросы; - воспитывать
самостоятельность.
- формировать знания об основных
социальных нормах в обществе; - развивать
умение выделять главное в прочитанной
части текста; воспитывать активную
жизненную позицию.
- формировать знания о связи понятий
морали, права и государства; - развивать
умение самостоятельно оценивать поступки
людей с точки зрения норм морали и норм
права; - прививать чувств ответственности
за свои действия и поступки.
- объяснить смысл понятия «мораль», развивать умение сравнивать и сопоставлять
примеры жизненных ситуаций; воспитывать
положительные качества характера в
процессе коллективной работы.
- дать представление об общечеловеческих
ценностях; - развивать умение определять
поступки, регулируемые моралью;
пробудить желание работать над собой.
- дать представление о роли права в жизни
общества и государства; корригировать
умение определять поступки, регулируемые
правом; - прививать элементарные нормы
поведения в обществе.
- формировать знания о правопорядке в
обществе; - развивать умение давать полные
ответы на поставленные вопросы; прививать чувство ответственности.
в нем. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках.
Словарь: запреты, обычаи, мораль, право, этикет.
Просмотр видеосюжета, определение основных
социальных норм. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Беседа о значении выполнения моральных норм в
жизни человека и общества. Выполнение заданий
на карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Беседа об общечеловеческих ценностях в жизни
людей. Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме в текстовых источниках,
видеосюжетах. Работа с презентацией.
Беседа о роли права в жизни общества и
государства. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме в текстовых
источниках,
видеосюжетах.
Работа
с
презентацией.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
16
10.
Государство и право.
11.
Признаки
правового 1
государства.
12.
Всеобщая декларация 1
прав человека, цели ее
принятия.
13.
Конвенция
ребенка.
14.
Обобщение по разделу.
15.
16.
о
1
правах 1
1
Конституция
8
Российской
Федерации
Законодательная власть 1
РФ.
Исполнительная власть 1
РФ.
- объяснить значение слова «государство»,
«право», его связь с общечеловеческими
ценностями; - развивать умение выделять
главную мысль в прочитанной части текста;
- прививать чувство ответственности.
- формировать знания о признаках
правового государства; - развивать умение
самостоятельно находить необходимую
информацию в предложенных источниках; воспитывать ответственность.
- дать представление о Всеобщей
декларации прав человека, цели ее
принятия; - развивать умение запоминать
основное, главное в тексте; - прививать
активную гражданскую позицию.
- дать представление о Конвенции о правах
ребенка, ее значимости; - развивать умение
запоминать основное, главное в тексте; прививать активную гражданскую позицию.
- закреплять знания по разделу «Мораль,
право, государство»; - развивать умение
самостоятельно отвечать на вопросы по
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
- формировать знания о законодательной
власти в РФ; - развивать познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания об исполнительной
власти в РФ; - - развивать познавательные
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в
текстовых источниках.
Работа с текстовым источником документа.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме, запись в тетрадь.
Работа с текстовым источником документа.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме, запись в тетрадь.
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
17
17.
Судебная власть РФ.
18.
Конституция
1
Российской Федерации
― основной закон
России.
Организация власти в 1
РФ.
19
1
20.
Президент РФ ― глава 1
государства.
21.
Демократические
выборы.
1
22.
Обобщение по теме
1
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о судебной власти в
РФ;
развивать
познавательные
способности,
учить
самостоятельно
работать с текстом; - воспитывать чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о конституции РФ; развивать умение самостоятельно находить
необходимую информацию в тесте; прививать активную гражданскую позицию.
- формировать знания об организации
власти в РФ; - развивать умение выделять
главное в текстовой информации; прививать активную гражданскую позицию
Работа с презентацией. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме в тексте.
Работа с текстом. Структура и содержание
разделов Конституции Российской Федерации.
Работа с презентацией: Разделение властей.
Законодательная власть Российской Федерации.
Исполнительная власть Российской Федерации.
Судебная
власть
Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации ― глава государства. Местное самоуправление. Избирательная
система. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме, запись в тетрадь.
- дать представление о понятии Президент Работа с презентацией. Выполнение заданий на
РФ ― глава государства; - развивать умение карточках. Поиск информации по теме в тексте.
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- дать представление о демократических Работа с презентацией. Выполнение заданий на
выборах;
развивать
умение карточках. Поиск информации по теме в тексте.
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
закреплять
знания
по
разделу Выполнение самостоятельной работы
«Конституция РФ»; - развивать умение
18
самостоятельно отвечать на вопросы по
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
23.
Права и обязанности
10
граждан России
Основные
1
конституционные права
граждан России
24.
Основные обязанности
граждан России
1
25.
Российское
гражданство.
Правоспособность
гражданина.
1
26.
Трудовое
право. 1
Трудовой
договор.
Дисциплина труда.
27.
Гражданское
право. 1
Право собственности.
- формировать знания об основных
конституционных правах граждан России; развивать умение находить необходимую
информацию по теме; - воспитывать
активную гражданскую позицию.
- формировать знания об основных
обязанностях граждан РФ; - развивать
познавательные
способности,
учить
самостоятельно работать с текстом; воспитывать чувство патриотизма, любовь к
Родине.
- формировать знания о Российском
гражданстве
и
правоспособности
гражданина;
развивать
умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
- формировать знания основ трудового
права; - развивать умение самостоятельно
работать с текстом, находить необходимую
информацию по теме; - прививать желание
трудится.
- формировать знания об основах
гражданского права, дать представление о
праве собственности; - развивать умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать ответственность.
Работа с текстом Конституции Российской
Федерации. Работа с презентацией. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по
теме.
8-с.138 Работа с презентацией. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по теме
в текстовых источниках.
9-с.26, 37 Работа с презентацией. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по теме
в текстовых источниках.
Н-с.111, 9-с.274 Работа с презентацией. Трудовой
кодекс
Российской
Федерации.
Труд
несовершеннолетних.
Труд
и
трудовые
отношения. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме
9-с.282 Работа с презентацией: Охрана права
собственности граждан. Имущественные права и
ответственность
несовершеннолетних.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме
19
28.
Семейное право.
29.
Политические права и 1
свободы.
30.
Право на образование.
1
31.
Административное
право. Уголовное право
1
32.
Обобщение по разделу.
1
33- Обобщение
34. разделам.
1
по 1
- формировать знания об основах семейного
права; - развивать умение самостоятельно
работать с текстовыми источниками,
находить необходимую информацию по
теме;
воспитывать
чувство
ответственности, самостоятельность.
- формировать знания о политических
правах человека; - развивать умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать активную гражданскую
активность.
- дать представление о значимости права на
образование;
развивать
умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
находить необходимую информацию по
теме; - воспитывать ответственность и
самостоятельность.
- формировать знания об основах
административного, уголовного права; развивать умение самостоятельно работать с
текстом,
находить
необходимую
информацию по теме; - воспитывать
активную гражданскую активность.
- закреплять знания по изученным темам; развивать умение самостоятельно отвечать
на вопросы по теме; - воспитывать
активную гражданскую позицию.
- закреплять знания по изученным темам; развивать умение самостоятельно отвечать
на вопросы по теме; - воспитывать
активную гражданскую позицию.
9-с.208 Работа с презентацией: Роль семьи в
жизни
человека
и
общества.
Правовое
регулирование
семейных
отношений.
Выполнение заданий на карточках. Поиск
информации по теме
Работа с презентацией: Право человека на
духовную свободу. Право на свободу убеждений.
Религиозные верования и их место в современном
мире. Свобода совести. Выполнение заданий на
карточках. Поиск информации по теме
8-с.17 Работа с
презентацией:
Система
образования
в
Российской
Федерации.
Федеральный закон об образовании Российской
Федерации. Право на доступ к культурным
ценностям. Выполнение заданий на карточках.
Поиск информации по теме
Работа с презентацией: Виды правонарушений
(преступления,
проступки),
юридическая
ответственность
за
правонарушения.
Административное
правонарушение
и
административная ответственность. Выполнение
заданий на карточках. Поиск информации по теме
Выполнение самостоятельной работы.
Выполнение самостоятельной работы.
20