Рабочая программа Математика 10 класс АООП

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» в 10 классе разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года №1026;
• Постановление Главного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей »;
• Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Костаревской СШ,
утверждена «20» мая 2024 г.;
• Учебный план школы на 2024 - 2025 учебный год.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных
организациях,
осуществляющих
обучение
учащихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка
обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Математика закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности:
обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать
причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать определенные обобщенные знания и
способы действий.
Базовые математические способы познания способствуют целостному восприятию, мира, а также
является основой формирования универсальных учебных действий. Базовые учебные действия
обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся,
формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых
знаний и способов действий, что составляет умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действий необходимы не только для
дальнейшего успешного изучения математики и в других школьных дисциплин, но и для решения
многих практических задач во взрослой жизни.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
1. Знакомство со сложением и вычитанием в пределах 1000, с единицами стоимости,
измерения.
2. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления.
3. Обогащение речи обучающихся специфическими математическими терминами и
выражениями.
4. Корректировка недостатков моторики.
5. Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Курс предусматривает изучение следующих разделов: «Числа. Величины» «Арифметические
действия» «Текстовые задачи» «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры и тела»
Повторение пройденного за год.
Основа арифметического содержания представления о числе и нуле, арифметических действиях

(сложение, вычитание). На уроках математики у обучающихся будут сформированы
представления о числе как результат счета, о принципах образования, записи и сравнения чисел.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, время).
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи.
Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у обучающихся
воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью,
углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у
обучающихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических
понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами
способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений,
пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному
использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами,
ознакомление с различными геометрическими фигурами и телами. Обучающиеся научатся
распознавать и изображать точку, прямую линию. Они овладеют навыками работы с
измерительными и чертежными инструментами (линейка). В содержание включено знакомство с
простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, брусом. Изучение геометрического
содержания создает условии для развития пространственного воображения обучающихся.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для
самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных
видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение данного предмета в 10 классе отведено 2 ч. в неделю, за год 34 учебные недели, всего
68 урока. В программе содержится перечень основных разделов, тем уроков и последовательность
их проведения. Основная форма занятий по математике в 10 классе - урок.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Математические представления»
Личностные результаты:
Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний;
• Навыки сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
• Установка на здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
• Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных
отношений;
• Овладение основой логического мышления, пространственного воображения и
математической речи, основами счета, измерения, наглядного представления данных в
разной форме (таблица, схемы), записи и выполнения алгоритмов;
• Приобретение начального опыта применения математических знаний ля решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
• Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями. Решать текстовые задачи, выполнять алгоритмы в игре, распознавать и
изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками;
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1-1000 в прямом порядке; запись любых чисел в пределах 100.
знание названий компонентов сложения, вычитания;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания.
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при
измерении двумя мерами;
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач; знание
названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) .
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—1000 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах
1000;
запись любых чисел в пределах 1000 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
знание названий элементов четырехугольников, видов треугольников, углов; вычерчивание
геометрических фигур;
5. Содержание учебного предмета: «Математические представления» Нумерация.
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 1000. Разряды. Представление чисел в виде
суммы разрядных слагаемых.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы
(килограмм), емкости (литр), времени ( сутки, неделя), стоимости (рубль, копейка), длины (
сантиметр, дециметр, метр, миллиметр). Соотношения между единицами измерения однородных
величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых
чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.
Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Порядок действий.
Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения).
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые и
составные арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые и
составные арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Решение составных задач.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Определение углов: прямой, тупой,
острый. Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка,
линия (кривая, прямая), треугольник, прямоугольник, квадрат. Использование чертежных
инструментов для выполнения построений. Распознавание и называние: куб, шар. Нахождение
периметра фигуры. Распознавание видов треугольников.

6.

Учебно-тематический план

№

Раздел, тема

1.
2
3
4
5
6
7

Повторение.
Меры измерения. Решение примеров и задач.
Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.
Геометрический материал.
Разностное и кратное сравнение чисел.
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
Умножение и деление на 0, 1, 10,100.

8

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.
Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел.
20
Повторение.
8
Итого
68ч

10
11

Всего
часов
5
4
4
7
6
6
4
4

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Математика» 10 класс
Раздел, тема

час
ы

(2ч. в нед. - 68 ч в год)
Формируемые умения и
понятия

Содержание и виды
деятельности

I ЧЕТВЕРТЬ - 16 Ч
Повторение - 6ч
Устная и письменная
нумерация в пределах
1000. Сравнение чисел в
пределах 1000.
Нахождение неизвестных
компонентов при
сложении.
Нахождение
неизвестного
уменьшаемого,
вычитаемого
Углы. Построение углов.
Меры измерения - 5ч
Единицы меры массы: г,
кг, ц, т. Соотношение
единиц массы, сравнение
мер массы.
Километр. Обозначение.
Соотношение единиц
длины. Сравнение мер
длины.
Сложение и вычитание
чисел при измерении
мерами длины, массы и
стоимости.
Периметр
многоугольника
Сложение и вычитание
в пределах 1000 без
перехода через разряд 3ч
Сложение и вычитание
круглых сотен и
десятков.

1 Формировать знания о числовом умения записывать числа под
диктовку.
ряде от 1-1000, о разрядном
составе чисел.
2 Формировать умения применять
правило при решении
уравнений.
2 Формировать умения применять
правило при решении
уравнений.
1

Формировать знания о видах
углов.

Алгоритм решения
уравнений.
Алгоритм решения
уравнений.

Сравнивать и различать углы.
Чертить углы.

выполнять
преобразование чисел,
Формировать умения выполнять полученных при измерении
преобразование чисел,
массы, длины в пределах
полученных при измерении.
1000;
1
выполнять
преобразование чисел,
Формировать умения выполнять полученных при измерении
преобразование чисел,
массы, длины в пределах
полученных при измерении.
1000;
1 Формировать умения выполнять Решение примеров на
письменное
сложение и вычитание.
сложение и вычитание в
пределах 1000.
Находить периметр
2
Формировать понятие периметр. многоугольника.
1

1 Формировать умения
производить
вычисления.

Выполнять устное и
письменное сложение и
вычитание чисел в пределах
1000 с последующей
проверкой (без перехода
через разряд)

Сложение и вычитание
типа: 105 + 30 и 215 +10,
425 + 22 и 125 - 13, 112 +
125 и 675 - 223.
Контрольная работа за
четверть. Работа над
ошибками
Разностное и кратное
сравнение чисел - 4ч
Решение задач и
примеров на разностное
сравнение
Решение задач и
примеров на кратное
сравнение
Геометрический
материал - 4 ч
Треугольники.
Различение
треугольников по видам
углов.
Различение
треугольников по длинам
сторон.
Построение
треугольников:
разносторонний,
равнобедренный,
равносторонний
Сложение и вычитание в
пределах 1000 с
переходом через разряд 6ч.
Решение примеров типа:
226 + 525 и 19 + 171,246
+ 4 и14 + 176.
Решение примеров типа:
275 + 118 120 + 180,431 7, 431 - 17 и 431 - 217.
Решение примеров типа:
320 - 180, 360 - 124, 400 3, 400 - 33, 400 - 180
Решение примеров типа:
1000 - 8, 1000 - 28,1000 927.

1 Формировать умения
Производить вычисления.

Выполнять устное и
письменное сложение и
вычитание чисел в пределах
1000.

Формирование математического Решение арифметических
мышления, внимания;
задач. Оформление
1 воспитание навыков
результатов работы.
самоконтроля.

Формирование понятия
2 разное сравнение чисел.
II ЧЕТВЕРТЬ - 16Ч

решать простые задачи на
разностное сравнение.

Формирование понятия кратное решать простые задачи на
кратное сравнение.
2 сравнение чисел.

Формировать знания о видах
Строить треугольники по
треугольников в зависимости от заданным данным.
1 углов.
Формировать знания о видах
1 виды треугольников в
зависимости от величины
длин
Знатьсторон.
названия треугольников.

Строить треугольники по
трем заданным сторонам.
строить треугольники по трем
заданным сторонам.

2

Формировать умения выполнять выполнять письменное
письменное сложение.
сложение и вычитание чисел
1
в пределах 1000,с переходом
через разряд
Формировать умения выполнять выполнять письменное
письменное сложение.
сложение и вычитание чисел
1
в пределах 1000, с переходом
через разряд
Знать последовательность
Уметь проговаривать вслух
выполнения
действия.
решение примера.
1
Знать последовательность
1 выполнения действия.

Уметь проговаривать вслух
решение примера.

Решение примеров типа
410 - 3, 410 - 23, 410 123, 410 -323

Формировать умения решать
1 примеры определённого вида.

Соблюдать алгоритм решения
примеров.

Решение текстовых задач
и примеров на сложение
и вычитание в пределах
1000.
Умножения и деление на
0,1,10,100 - 4ч.

Формировать умения
1 производить
вычисления.

Выполнять устное и
письменное сложение и
вычитание чисел в пределах
1000.

Умножение нуля и
умножение на нуль.
Деление нуля

Формировать умения умножать выполнять умножение нуля и
на нуль.
1 и делить на 0.

Умножение единицы и
на единицу. Деление на
единицу

Формировать умения умножать умножать и делить на
единицу.
1 и делить на 1.

Умножение чисел на 10,
100. Деление чисел на
10,100

Формировать умения умножать Знать правило
добавления 0 и уметь
1 на 10 и 100.
отбрасывать 0 при делении.

Контрольная работа за
2 четверть. Работа над
ошибками

Формирование
математического
1 мышления, внимания;
воспитание навыков
самоконтроля.
III ЧЕТВЕРТЬ - 20Ч

Решение арифметических
задач. Оформление
результатов работы.

Умножение и деление
круглых десятков и
круглых сотен на
однозначное число - 4ч
Умножение круглых
десятков на
однозначное число.

Формировать умения применять Уметь объяснять свои
действия.
2 правило перестановки
сомножителей.

Деление круглых
десятков и круглых сотен
на однозначное число

Формировать умения объяснять Уметь использовать таблицы
умножения.
2 последовательность своих
действий.

Умножение и деление
двузначных и
трёхзначных чисел - 22ч
Умножение двузначных
чисел на число без
перехода через разряд.
Деление двузначных
чисел на число без
перехода через разряд.

Формировать умения выполнять Планирование
умножение двузначных чисел на последовательности
2 однозначное число без перехода практических действий с
через разряд
помощью учителя
Формировать умения выполнять Уметь выполнять
деление двузначных чисел на
арифметические действия с
2 однозначное число без перехода двузначными числами.
через разряд

Умножение и деление
двузначных чисел на
однозначное число без
перехода через разряд.

Формировать умения объяснять Уметь использовать таблицы
последовательность своих
умножения.
2 действий.

Умножение трёхзначных
чисел на однозначное
число без перехода через
разряд.

Формировать умения выполнять Уметь выполнять
умножение трехзначных чисел арифметические действия с
2 на однозначное число без
трёхзначными числами.
перехода через разряд

Деление трёхзначных
чисел на однозначное
число без перехода через
разряд.
Умножение и деление
трёхзначных чисел на
однозначное число без
перехода через разряд.

Формировать умения выполнять Планирование
деление трехзначных чисел на последовательности
2 однозначное число без перехода практических действий с
через разряд
помощью учителя
Формировать умения объяснять Уметь использовать таблицы
последовательность своих
умножения.
3 действий.

Контрольная работа за
3 четверть. Работа над
ошибками

Формирование
математического
1 мышления, внимания;
воспитание навыков
самоконтроля.
Формировать умения решать
2 примеры определённого вида.

Решение примеров и
задач в 2-3 действия.
Проверка умножения.

Решение арифметических
задач. Оформление
результатов работы.
Соблюдать алгоритм решения
примеров.

4 ЧЕТВЕРТЬ - 16Ч
Умножение двузначных
чисел на однозначное
число с переходом через
разряд.

Формировать умения выполнять Уметь выполнять
умножение двузначных чисел на арифметические действия с
2 однозначное число с
трёхзначными числами.
переходом через разряд

Умножение трёхзначных
чисел на однозначное
число с переходом через
разряд.

Формировать умения выполнять Уметь использовать таблицы
умножение трехзначных чисел умножения.
2 на однозначное число с
переходом через разряд

Умножение круглых
десятков на однозначное
число с переходом через
разряд.

Формировать умения объяснять Уметь использовать таблицы
последовательность своих
умножения.
2 действий.

Круг, окружность. Линии
в круге.

Формировать знание радиуса и Построение круга,
окружности.
2 диаметра окружности, круга.

Повторение - 8ч
Алгоритмы выполнения
действий с
двухзначными числами.
Алгоритмы выполнения
действий с трёхзначными
числами.

Формировать умения решать
1 примеры определённого вида.

Соблюдать алгоритм решения
примеров.

Формировать умения решать
2 примеры определённого вида.

Соблюдать алгоритм решения
примеров.

Решение примеров в 2-3
действия. Порядок
действий в примерах со
скобками.
Решение примеров в 2-3
действия. Порядок
действий в примерах без
скобок.
Решение задач на
уменьшение, увеличение
чисел в несколько раз.
Контрольная работа за
год четверть. Работа над
ошибками

1

1

Знать последовательность
выполнения действия.

Уметь проговаривать вслух
решение примера.

Знать последовательность
выполнения действия.

Уметь проговаривать вслух
решение примера.

Формировать умения объяснять
2 выбор арифметических
действий для решения задачи
Формирование
математического
1 мышления, внимания;
воспитание навыков
самоконтроля.

Выполняют разностное и
кратное сравнение чисел.
Решение арифметических
задач. Оформление
результатов работы.

7.

Описание материально-технического обеспечения
Методические пособия для учителя

1. Перова М.Н. Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2019.
2. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа. - Волгоград, 2008.
3. Огепурина С. Е. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Математика. 5-9
классы.-Волгоград,2009.
4. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. - М.,
1992.
5. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М., 1994.
6. Перова М.Н. Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2019.
7. Алексанров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебнометодическое пособие. - М., 2006.
8. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. - М.: Просвещение, 1990.
9. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. М., 2004.
10. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. - М.:
Просвещение, 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».