СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ....................................................................... 13
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ........................... 15
2
I.
Рабочая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
программа
по
учебному
предмету
Труд
( т е х н о л о г и я)
составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП ПО УО (вариант 1)
муниципального казенного общеобразовательного учреждения Костаревская
средняя школа муниципального Камышинского района Волгоградской области
разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2
п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5) от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026 (далее - ФАООП УО);
Санитарно-эпидемиологических правил
и
норм:
СП
2.4.3648-
20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
локальными актами МКОУ Костаревской средней школы.
Вступает в силу с 02.09.2024г.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая
программа по учебному предмету «Труд (технология)» в 10 классе в
3
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет
510 часов в год (15 часов в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)».
Цель программы: формирование у обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
профессиональных
и
социально-значимых
знаний, навыков, умений, опыта и личностных качеств, необходимых для
овладения рабочей профессией «Швея» (2 разряд).
Задачи:
совершенствовать специфические для швейного дела умения и
навыки, полученные ранее;
готовить обучающихся к сдаче квалификационного экзамена по
рабочей профессии
«Швея» (2 разряд);
-
формировать обще трудовые (ориентировка в задании,
планирование последовательности действий, самоконтроль за выполнением
заданий и результатами труда, соблюдение правил техники безопасности) и
специальные умения, необходимые для жизни;
включать обучающихся в разнообразные виды трудовой
деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-
воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность,
целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности и
выполнение своих обязанностей на рабочем месте, положительное отношение
к трудовой деятельности.
- расширение
знаний о материальной культуре как продукте;
-
- творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно
исторических традициях в мире вещей;
−
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
4
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых
интересов
к
определенным
видам
труда,
побуждение
к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
−
формирование
представлений
о
производстве,
структуре
производственного процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны
профили трудового обучения в образовательной организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из
выбранных
профилей
в
условиях
школьных
учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
− формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для
участия в общественно полезном,
производительном труде;
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования
практических умений;
5
−
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
−
формирование
информационной
грамотности,
умения
работать
с
различными источниками информации;
−
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
Рабочая
программа по
учебному
предмету
«Труд (технология)»
в 10 классе определяет следующие задачи:
− отработка умений выполнять ручные стежки;
− отработка навыков различения хлопчатобумажных, льняных, шерстяных,
шелковых, синтетических тканей;
−
отработка
навыков
проведения
влажно-тепловой
обработки
хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, синтетических
тканей;
− отработка навыков работы на электрической швейной машине;
− закрепление умений производить наладку швейной машины;
− отработка технологических навыков выполнения машинных швов;
6
−
отработка
умений
обработки
срезов
ткани
косыми,
долевыми,
поперечными, подкройными обтачками;
закрепление
знаний и умений
технологической последовательности
обработки косынки, фартука, ночной сорочки, прямой и расклешенной юбок,
пижамных брюк, блузки, халата, платья.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по
учебному предмету «Труд (технология)» в 10 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7
−
развитие
этических
эмоционально-нравственной
чувств,
отзывчивости
проявление
и
доброжелательности,
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
8
Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «Труд (технология)»
на конец 10 класса
Минимальный уровень
Обучающиеся должны:
− знать названия некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
−
иметь представления об основных свойствах используемых
материалов;
− знать правила хранения материалов, санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью педагогического работника) материалы
и инструменты, необходимых для работы;
− иметь представления о принципах действия, общем устройстве
машины и ее основных частей (на примере изучения швейной машины);
− знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
− овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье);
−
уметь
читать
(с
помощью
педагогического
работника)
технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
−
иметь представления о разных видах профильного труда;
−
понимать значение и ценность труда;
−
понимать красоту труда и его результатов;
9
− уметь заботливо и бережно относиться к общественному достоянию
и родной природе;
−
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
−
выражать
отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
− уметь организовать (под руководством педагогического работника)
совместную работу в группе;
−
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;
− уметь выслушивать предложения и мнения других обучающихся,
адекватно реагировать на них;
− комментировать и давать оценку в доброжелательной форме
достижениям других обучающихся, высказывать свои
предложения и
пожелания;
−
проявлять заинтересованное отношение к деятельности других
обучающихся и результатам их работы;
− выполнять общественные поручения по уборке мастерской после
уроков трудового обучения.
Достаточный уровень:
− уметь определять (с помощью учителя) возможности различных
материалов, осуществлять их целенаправленный выбор (с помощью
учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
10
конструктивными
свойствам
в
зависимости
от
задач
предметно
практической деятельности;
−
уметь экономно расходовать материалы;
−
уметь
планировать
(с
помощью
учителя)
предстоящую
практическую работу;
− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей;
−
уметь
осуществлять
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы;
−
понимать
общественную значимость
своего труда, своих
достижений в области трудовой деятельности.
Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения образовательной
программы по учебному предмету «Труд (технология)»
в 10 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ.
11
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет терминологию предмета;
− самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью;
− демонстрирует несвязную монологическая речь;
− воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам
учителя.
Оценка «2» не ставится.
Практическая работа Оценка
«5» ставится, если обучающийся:
− умеет ориентироваться в технологической карте,
− последовательно и аккуратно выполняет операции на швейной
машине;
12
− умеет рассказать о последовательности выполнения данного
практического задания;
− умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
− соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, соблюдает
правила техники безопасности, но допускает 1-2 неточности:
− неаккуратно выполняет машинную строчка;
− незначительно нарушает пооперационную последовательность.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3-4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
− грубо нарушает пооперационную последовательность;
− нарушает правила техника безопасности;
− не умеет пользоваться технологической картой.
Оценка «2» не ставится.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 10 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками.
Согласно
программе
у
обучающихся
постепенно
будут
формироваться прочные навыки и умения, необходимые для изготовления
последующих более сложных и интересных изделий. Обучающиеся
13
изучают темы по специальным предметам: технология изготовления
одежды, конструирование одежды, материаловедение, оборудование. При
изучении теоретических вопросов технологии изготовления одежды
обучающиеся получают знания по выполнению ручных работ, машинных,
утюжильных работ, по обработке срезов швейных изделий.
Темы по конструированию одежды содержат основные правила
снятия мерок для изделий, которые будут изготавливать в этом учебном
году, а также строить чертежи, оформлять их согласно требованиям,
пользоваться
масштабной
линейкой
и
уметь
читать
чертежи.
Теоретические вопросы по материаловедению необходимы для того, чтобы
обучающиеся
научились распознавать ткани по волокнистому составу,
определять лицевую и изнаночную стороны ткани, правильно подбирать
ткани разного ассортимента и другие материалы для изготовления всех
видов швейных изделий.
Теоретические темы включают новый познавательный материал, и
повторение уже изученных сведений.
В 10 классе обучающиеся
познакомятся с некоторыми видами
синтетических волокон и тканей, научатся изготавливать и переводить
готовые выкройки и чертежи, познакомятся с основными правами и
обязанностями рабочих и служащих, охраной труда и безопасностью труда
на
предприятиях.
14
Учебный план по предмету «Труд (технология)»
для обучающихся 10 класса
Количество учебных недель – 34
Количество учебных часов по программе – 510
Содержание разделов
кол-во
часов
Теория
9
50
40
4
40
30
5
10
10
6
22
4
22
2
16
10
16
10
Практика
I.Теоретическое обучение
Вводное занятие. Организация труда в швейной мастерской.
Основы материаловедения швейного производства
Оборудование швейного производства
Технология швейного производства:
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских
Технология ручных и машинных работ, влажно-тепловой обработки при
швейных изделий
Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий
Технология изготовления швейных изделий
II. Практическое обучение
Выполнения ручных, машинных и влажно-тепловых работ.
Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий.
Изготовление швейных изделий
Производственная практика на базе учебной мастерской
Контрольные работы
Всего часов
изготовлении
30
96
98
121
12
510
30
96
98
126
календарно-тематическое планирование по производственному обучению в 10 классе
12
384
I полугодие –268 часов
№
п\п
Тема предмета
2
3
4
Дата
Программное содержание
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Вводное занятие – 2 ч.
Роль профессиональной подготовки и
Знать:
профессионального образования
Цель, задачи и содержание
молодежи в условиях рыночной
профессиональной подготовки
экономики. Цель, задачи и содержание
по программе "Швея".
профессиональной подготовки по
Требования, предъявляемые к
программе "Швея".Значение профессии. профессиональной компетенции
Требования, предъявляемые к
швеи.
профессиональной компетенции швеи.
Санитарно-гигиенические
Ознакомление с профессиональной
требования к рабочим местам.
характеристикой. Организация
Уметь:
теоретического и практического
Правильно организовать рабочее
(производственного) обучения.
место.
Пользоваться инструментами и
Организация труда в швейной
1
Ознакомление учащихся с мастерской,
приспособлениями для ручных
мастерской
расстановка учащихся по рабочим
швейных работ.
местам. Ознакомление с режимом
работы, формами организации труда и
правилами внутреннего распорядка в
учебных мастерских.
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских - 7 ч.
Техника безопасности и ее
1
Правила и нормы безопасности труда в Знать:
задачи
учебных мастерских. Требования
Правила ТБ при выполнении
безопасности к производственному
ручных, машинных и
оборудованию и производственному
утюжильных работ.
процессу. Основные опасные
Виды травматизма, его причины
производственные факторы.
и предупреждение.
Средства защиты от поражения
Виды травматизма, его причины
1
Причины травматизма. Виды травм.
электрическим током.
и предупреждение
Мероприятия по предупреждению
Огнетушительные средства.
травматизма.
Вводный урок
1
К-во
часов
1
5-6
Пожарная безопасность в
швейной мастерской
7-9
Электробезопасность в швейной
мастерской
10-12
Общая характеристика
оборудования швейной
мастерской
Пожарная безопасность. Основные
причины пожаров, их предупреждение.
Правила поведения учащихся при
пожаре, порядок вызова пожарной
команды. Пользование первичными
средствами пожаротушения.
Мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности, пути
эвакуации. Меры пожарной
безопасности при эксплуатации
производственного оборудования,
электрического оборудования и
освещения.
3
Основные правила и нормы
электробезопасности.
Виды электротравм, меры их
предупреждения. Основные требования
к электроустановкам для обеспечения
их безопасной эксплуатации.
Применение средств защиты от
поражения электрическим током.
Оказание первой помощи при
поражении электрическим током.
Оборудование швейной мастерской – 15 ч.
3
Характеристика и конструкция
промышленных машин, используемых в
швейной мастерской. Технологическая
классификация швейных машин. Типы
передач и рабочие органы швейных
машин. Общие сведения о швейных
машинах: основные части, рабочие
механизмы, подбор машинных игл и
ниток для шитья.
2
Правила поведения при пожарах.
Уметь:
Правильно пользоваться
электроприборами.
Пользоваться первичными
средствами пожаротушения.
Оказывать первую помощь при
травмах и поражении
электрическим током.
Правильно вести во время
пожара.
Знать:
Общая характеристика
оборудования швейной
мастерской.
Основные части, рабочие
механизмы швейных машин.
Основы регулировки и приемы
работы на различных машинах.
Основные неполадки в работе
13-15
Основы регулировки и приемы
работы на различных машинах
3
16-17
Основы регулировки и приемы
работы на различных машинах
2
18-19
20-21
Неполадки в работе швейной
машины
4
22-24
Уход за швейной машиной
3
25
Введение в материаловедение
швейного производства
26-27
Волокнистые материалы и их
свойства
28-29
30
Натуральные волокна
31-32
Химические волокна
Заправка, основные регулировки и
приемы работы на швейных машинах.
Правила безопасной работы на
швейных машинах. Тренировочные
упражнения по регулировке швейных
машин. Наладка машин при шитье
изделий из тканей различной толщины.
Неполадки в работе швейной машины и
способы их устранения. Устранение
неполадок (замена иглы, обрыв нити).
Уход за швейной машиной. Чистка и
смазка деталей швейной машины.
Основы материаловедения швейного производства – 18 ч.
1
Задачи и роль предмета
"Материаловедение швейного
производства" в процессе освоения
учебной специальности. Ознакомление
с программой предмета. Основные
задачи текстильной промышленности.
2
Понятие о волокне. Классификация
волокон по происхождению.
Химический состав и основные
свойства волокон, их влияние на
свойства тканей.
3
Натуральные волокна растительного и
животного происхождения. Строение
волокон, химический состав и физикохимические свойства.
2
Виды химических волокон:
(искусственные и синтетические
швейной машины.
Уметь:
Выполнять подбор машинных
игл и ниток для шитья.
Выполнять рабочие приемы и
приемы регулировки на
различных швейных машинах.
Выполнять приемы работы на
швейной машине с
использованием малой
механизации.
Устранять неполадки в работе
швейной машины.
Чистить и смазывать детали
швейной машины
Знать:
Классификацию волокнистых
материалов.
Краткие сведения о химическом
составе и свойствах натуральных
и химических волокон.
Определение понятий "пряжа" и
"прядение". Основные операции
процесса прядения. Краткая
характеристика способов
прядения.
Классификация пряжи. Свойства
пряжи. Пороки пряжи.
Краткая характеристика процесса
ткачества.
Дефекты ткачества их внешние
признаки, влияние пороков на
2
35-36
Лабораторно-практическая
работа: «Определение
волокнистых материалов».
Прядильное производство
37-39
Ткацкое производство
3
40-42
Отделка тканей
3
43-44
Лабораторно-практическая
работа: «Пороки прядения,
ткачества и отделки тканей».
Проверочная работа
2
33-34
45
2
1
волокна), получение, строение,
свойства. Общие сведения о
минеральных волокнах.
Лабораторно — практическая работа по
определению волокнистых материалов
и их свойств.
Краткие сведения о технологии
получения тканей. Определение
понятий "пряжа" и "прядение".
Основные операции процесса прядения.
Краткая характеристика способов
прядения: кардного, гребенного,
аппаратного. Классификация пряжи.
Свойства пряжи. Пороки пряжи.
Краткая характеристика процесса
образования ткани на ткацком станке.
Общие сведения о подготовительных
операциях в ткачестве. Виды ткацких
станков. Дефекты ткачества, их
внешние признаки, влияние пороков
на качество одежды.
Краткая характеристика основных
операций отделки тканей:
предварительная отделка, крашение,
печатание, заключительная отделка.
Особенности отделки льняных,
шерстяных, шелковых тканей. Дефекты
крашения и печатания. Определение
вида окраски ткани.
Лабораторно — практическая работа по
определению различных пороков
прядения, ткачества и отделки тканей.
Проверочная работа по темам:
«Волокнистые материалы и их
качество одежды.
Характеристику основных
операций отделки тканей.
Дефекты крашения и печатания.
Уметь:
Распознавать различные виды
волокон по образцам.
Определять различные пороки
прядения, ткачества и отделки
тканей.
свойства», «Краткие сведения о
технологии получения тканей». Работа с
тестами.
Технология ручных, машинных и влажно-тепловых работ – 61 ч.
46-47
Технология ручных работ
2
48-49
50-51
Освоение навыков работы с
ручными инструментами и
приспособлениями.
4
52
53-54
Терминология ручных работ
Технические условия на
выполнение ручных работ.
Виды ручных стежков и
строчек, их применение
1
2
Выполнение ручных стежков и
строчек
3
55-57
58-60
3
Виды работ при изготовлении швейных
изделий. Организация рабочего места
для ручных швейных работ. Виды
ручных работ. Инструменты и
приспособления для ручных работ.
Правила ТБ при выполнении ручных
швейных работ.
Ознакомление с инструментами и
приспособлениями для ручных работ.
Подбор игл и ниток.
Освоение навыков отрыва нити от
катушки,
вдевания нити в иглу, завязывания
узелков, работы с иглой и напѐрстком,
резания ножницами по прямым и
закругленным линиям.
Терминология ручных работ.
Технические условия на выполнение
ручных работ.
Понятия: стежок, строчка, шов.
Классификация ручных стежков и
строчек, их применение. Виды стежков:
простые и сложные.
Приёмы выполнения ручных стежков и
строчек. Практическая работа по
выполнению простых ручных стежков и
Знать:
Организацию рабочего места для
выполнения ручных и машинных
швейных работ, влажнотепловой обработки.
Правила ТБ при выполнении
ручных, машинных и влажнотепловых работ.
Терминологию ручных,
машинных и влажно-тепловых
работ.
Технические условия на
выполнение ручных, машинных
и влажно-тепловых работ.
Инструменты и приспособления
для ручных работ.
Оборудование и приспособления
для влажно-тепловой обработки.
Классификацию ручных стежков
и строчек, их применение.
Виды машинных стежков и
строчек.
Классификацию машинных
швов, их конструкцию.
Приемы работы при влажнотепловой обработке изделий.
61-62
Выполнение ручных стежков и
строчек
2
Выполнение ручных стежков и
строчек
4
1
68-69
Способы крепления
фурнитуры
Пришивание фурнитуры
70-73
Пришивание фурнитуры
3
Проверочная работа
1
Технология машинных работ
2
63-64
65-66
67
74
75-76
2
строчек на образцах. Выполнение
сложных ручных работ. Контроль
качества выполненной работы.
Приёмы выполнения ручных стежков и
строчек. Практическая работа по
выполнению простых ручных стежков и
строчек на образцах. Выполнение
сложных ручных работ. Контроль
качества выполненной работы.
Способы крепления фурнитуры.
Практическая работа по пришиванию
пуговиц, крючков, кнопок на образцах.
Технические условия на операции по
пришиванию одежной фурнитуры.
Контроль качества выполненной
работы.
Выполнение проверочной работы по
теме: «Технология ручных работ».
Работа с тестами. Практические задания
по выполнению ручных стежков и
строчек, пришиванию фурнитуры.
Виды машинных работ. Организация
рабочего места при выполнении
машинных работ. Рабочая поза.
Правила ТБ при выполнении машинных
работ. Классификация швейных машин.
Технологические режимы ВТО.
Уметь:
Организовывать рабочее место
при выполнении ручных,
машинных и влажно-тепловых
работ.
Пользоваться инструментами и
приспособлениями для ручных
работ.
Соблюдать правила ТБ при
выполнении ручных, машинных
и влажно-тепловых работ.
Выполнять ручные стежки и
строчки.
Выполнять машинные швы.
Выполнять приемы ВТО.
Контролировать качество своей
работы на каждом этапе работы.
77-78
Подготовка машины к работе
2
79-80
81-82
Приемы работы на швейной
машине
4
83
Терминология машинных
работ
Технические условия на
выполнение машинных работ
Классификация машинных
швов
1
84-85
86-88
2
3
Инструктаж по безопасности труда и
организации рабочего места. Освоение
навыков работы на швейной машине:
правильная посадка за машиной,
правильное положение рук и ног при
шитье. Пуск и остановка машины.
Подбор номера иглы и нити для
выполнения машинных работ. Намотка
нити на шпульку. Установка изделия
под иглой. Приемы регулировки:
регулировка частоты стежка, скорости
машины. Освоение навыков работы на
холостом ходу машины с выполнением
прямых, ломаных, фигурных строчек.
Заправка верхней и нижней ниток.
Освоение приемов работы на швейной
машине с заправленными нитками на
ткани с выполнением прямых, ломаных,
фигурных строчек.
Выявление и устранение возможных
неполадок в работе машины.
Уход за швейной машиной.
Терминология машинных работ.
Технические условия на выполнение
машинных работ.
Классификация машинных швов, их
конструкция и назначение.
Потребительские, промышленные и
технические требования к машинным
швам. Виды машинных швов, их
применение.
Выполнение машинных швов
12
101
Проверочная работа
1
102
103
Технология влажно-тепловой
обработки
2
104
Оборудование и
приспособления для влажнотепловой обработки
1
105
1
106
Терминология влажнотепловых работ
Технические условия на
выполнение влажно-тепловых
работ.
107
Введение в предмет
108
Классификация швейных
машин.
89-91
92-93
94-97
98-99
100
1
Приемы выполнения машинных швов.
Практическая работа по выполнению
соединительных, краевых и отделочных
швов и строчек на образцах.
Контроль качества выполненной
работы.
Выполнение проверочной работы по
теме: «Машинные швы». Работа с
тестами. Практические задания по
выполнению машинных швов.
Влажно-тепловая обработка деталей и
узлов и готовых изделий, ее назначение
и стадии процесса ВТО. Организация
рабочего места.
Оборудование и приспособления для
влажно-тепловой обработки.
Технологические режимы обработки
швейных изделий из разных
материалов.
Терминология влажно-тепловых работ.
Технические условия на выполнение
влажно-тепловых работ.
Оборудование швейного производства – 21 ч.
1
Значение швейного производства в
общей системе предприятий.
Механизация процессов швейного
производства. Перспективы развития
швейных предприятий в условиях
рынка.
1
Классификация машин швейного
производства по назначению, степени
Знать:
Виды промышленных швейных
машин (универсальные,
специальные), их различие по
назначению, устройству и
внешнему виду.
Обозначение промышленных
швейных машин.
109
110
111
112
Общее устройство машин
Общее устройство машин
2
2
113
114
115
Рабочие механизмы швейных
машин
3
116
117
118
Механизмы регулировки
промышленной швейной
машины.
3
119
Машинные иглы
1
120
121
Устройство, наладка,
регулировка швейных машин
2
механизации и автоматизации
технологического процесса.
Обозначение промышленных швейных
машин.
Основные части швейных машин.
Детали для соединения частей швейных
машин. Механизмы передачи и
преобразования движений. Условные
обозначения на кинематических схемах.
Механизмы регулировки
промышленной швейной машины.
Рабочие механизмы швейных машин.
Механизм иглы, его устройство и
работа. Механизм нитепритягивателя,
конструкция и работа. Механизм
челнока. Устройство челночного
комплекта. Механизм двигателя ткани,
конструкция и работа.
Механизм лапки, устройство и работа.
Механизм подъёма лапки рукой и
ногой.
Регулятор натяжения верхней нити.
Регулятор длины стежка.
Регулировка лапки по высоте и по
изменению давления на ткань.
Классификация машинных игл. Приемы
их установки. Подбор машинных игл и
ниток для шитья.
Практическая работа по заправке
верхней и нижней нитей,
регулировке натяжения верхней и
нижней нитей. Регулировка длины
стежка. Установка иглы. Регулировка
Основные части швейных
машин.
Рабочие механизмы швейных
машин.
Механизмы регулировки
промышленной швейной
машины.
Классификацию машинных игл.
Уметь:
Соблюдать правила безопасной
работы при работе на
промышленных швейных
машинах.
Выполнять приемы работ по
подготовке, наладке и
регулировке промышленных
универсальных швейных машин.
Выполнять технологические
операции на швейных машинах.
Подбирать машинные иглы и
нитки для шитья.
122
123
124
125
126
127
128
129
иглы и игольного стержня по
отношению к носику челнока.
Установка лапки.
Регулировка лапки по высоте и по
изменению давления на ткань.
Приемы работы на швейной
2
Практическая работа: строчка на
машине
швейных машинах челночного стежка
специального назначения по прямым и
закругленным линиям. Выполнение
Приемы работы на швейной
2
пробных строчек с разной длиной
машине
стежка. Освоение навыков выполнения
прямых, параллельных, овальных,
зигзагообразных строчек на ткани.
Стачивание срезов ткани с разной
шириной зигзага, с посадкой и без
посадки.
Проверочная работа
2
Выполнение проверочной работы по
теме: «Устройство швейной машины».
Работа с тестами. Выполнение
практических заданий по подготовке к
работе и регулировке швейной машины.
Технология обработки деталей и узлов швейных изделий – 24 ч
Швейные изделия и их детали
2
Швейные изделия и их детали.
Наименование деталей кроя.
Наименование срезов и линий деталей
одежды. Технические требования к
расположению нити основы и
допускаемые отклонения. Подготовка
деталей к пошиву. Технические
условия на выкроенные детали.
Швы, применяемые для их соединения.
Правила соединения деталей швейного
изделия.
Знать:
Название деталей швейных
изделий; наименование срезов и
линий деталей одежды.
Технические требования к
расположению нити основы и
допускаемые отклонения.
Правила соединения деталей
швейного изделия.
Швы, применяемые для их
соединения.
130
Технология обработки срезов
в соединительных швах
1
131
132
133
134
135
136
137
Обработка срезов в
соединительных швах
3
Технология обработки мелких
деталей
1
138
139
140
Обработка мелких деталей
3
141
142
143
144
Обработка мелких деталей
Обработка срезов в
соединительных швах
Технология обработки
отделочных деталей
3
3
1
Срезы ткани, их свойства. Технические
условия на их обработку. Технология
обработки срезов в соединительных
швах в зависимости от типа ткани и
имеющегося оборудования.
Обработка срезов соединительных
швов на образцах.
Контроль качества выполненной
работы.
Конструктивные мелкие детали в
швейных изделиях: клапаны, бретели,
пояса, хлястики, шлёвки, погоны. Их
виды, составные части, способы
обработки. Технические условия на
их обработку.
Обработка клапанов (обтачного, с
отделкой кружевом, кантом, тесьмой).
Обработка хлястиков, бретелей,
шлевок, погон, пат.
Обработка пояса (из частей,
завязывающегося)по готовому крою.
Контроль качества выполненной
работы.
Отделочные детали из ткани (оборки,
воланы, рюши), их отличительные
признаки. Способы соединения
отделочных деталей с изделием:
стачным, настрочным и накладным
швом.
Срезы ткани, их свойства.
Технические условия на их
обработку.
Технологию обработки срезов в
зависимости от типа ткани и
имеющегося оборудования.
Технологию обработки
отдельных мелких деталей.
Технологию соединения
отделочных деталей с изделием.
Уметь:
Соблюдать правила безопасной
работы при работе на
промышленных швейных
машинах.
Выполнять технологические
операции по обработке срезов,
мелких и отделочных деталей в
зависимости от типа ткани,
модели и имеющегося
оборудования.
Проверять качество выполненной
работы.
145-146
149
150
151
152
153
154
155
155
156
Обработка отделочных
деталей
Соединение отделочных деталей
(оборок, воланов, рюшей) с изделием
различными способами: стачным,
настрочным и накладным швом;
Обработка отделочных
3
втачивание в складку на основной
деталей
детали; притачивание к цельной
основной детали на образцах по
готовому крою.
Обработка отделочных
1
Контроль качества выполненной
деталей
работы.
Проверочная работа
1
Выполнение проверочной работы по
теме: «Технология обработки деталей
и узлов швейных изделий». Работа с
тестами.
Выполнение практических заданий по
теме.
Основы материаловедения швейного производства – 19 ч.
Строение ткани. Размерные
2
Размерные характеристики ткани.
характеристики ткани
Факторы, влияющие на толщину,
ширину, длину куска, массу. Их
влияние на процессы изготовления
одежды. Плотность ткани, ее
характеристика и различие по основе и
утку. Ширина ткани. Структура
лицевой и изнаночной сторон.
Основные признаки для определения в
ткани нити основы, лицевой и
изнаночной сторон ткани.
Ткацкие переплетения
2
Простые и сложные ткацкие
переплетения. Классификация ткацких
переплетений.
Простые переплетения, графическое
построение, их характеристика.
Отличительные признаки и свойства
2
Знать:
Строение и размерные
характеристики ткани.
Основные признаки для
определения в ткани нити основы,
лицевой и изнаночной стороны.
Классификацию ткацких
переплетений, их графическое
построение и характеристику.
Классификацию тканей по
волокнистому составу.
Методы определения
волокнистого состава тканей.
Основные группы свойств ткани:
геометрические, физические
(гигиенические), механические,
технологические свойства.
157
Практическая работа:
« Ткацкие переплетения
Строение ткани».
1
158
159
Волокнистый состав ткани
2
160
Практическая работа:
«Определение волокнистого
состава тканей»
1
161
162
Свойства тканей
2
163
Практическая работа:
«Определение физических
свойств ткани»
1
164
165
Практическая работа:
«Определение механических
2
простых переплетений.
Сложные переплетения, их
характеристика.
Лабораторно — практическая работа
по определению вида переплетения,
продольной и поперечной нитей,
лицевой и изнаночной сторон ткани.
Классификация тканей по
волокнистому составу. Влияние
волокнистого состава на внешний вид
и свойства ткани. Методы определения
волокнистого состава тканей.
Лабораторно — практическая работа
по определению волокнистого состава
тканей по образцам различными
методами.
Основные группы свойств ткани:
геометрические, физические
(гигиенические), механические,
технологические свойства.
Температурные режимы при ВТО.
Лабораторно — практическая работа
по определению физических
(гигиенических) свойств ткани:
гигроскопичность,
воздухопроницаемость,
паропроницаемость, водоупорность,
пылеемкость, электризуемость,
теплозащитные свойства.
Учет гигиенических свойств ткани в
швейном производстве.
Лабораторно — практическая работа
по определению механических
Температурные режимы при ВТО.
Виды тканей по отделке.
Понятие о стандартах.
Определение понятия «сорт».
Уметь:
Определять органолептическим
методом лицевую и изнаночную
стороны ткани, нити основы и
утка, виды переплетений и
окраски.
Определяет волокнистый состав
тканей по образцам.
Определять механические,
технологические и гигиенические
свойства ткани по образцам.
Определять сорт ткани по
порокам внешнего вида, по
показателям механических
свойств, по стойкости окраски.
свойств ткани»
свойств ткани: прочность на разрыв
при растяжении, удлинение,
сминаемость, драпируемость,
износостойкость.
Учет механических свойств ткани в
швейном производстве.
Лабораторно — практическая работа
по определению технологических
(пошивочных) свойств ткани: усадка
ткани, скольжение при раскрое,
сопротивление резанию,
прорубаемость и осыпаемость тканей,
раздвижка нитей в швах.
Учет технологических свойств ткани в
швейном производстве.
Понятие о стандартах. Определение
понятия «сорт».
Основные показатели качества тканей,
принимаемые за основу при
установлении сортности. Определение
сорта ткани по порокам внешнего вида,
по показателям механических свойств,
по стойкости окраски.
Проверочная работа по теме: «Основы
материаловедения швейного
производства». Работа с тестами.
Практические задания по
определению волокнистого состава
ткани, ткацкого переплетения и вида
производственного дефекта ткани.
166
167
Практическая работа:
«Определение
технологических свойств
ткани»
2
168
169
Понятие о стандартах
Сортность тканей.
2
170
171
Проверочная работа
2
Технология пошива
кухонных комплектов и
Учебно - производственная практика – 54 ч.
3
Ткани для пошива кухонных
комплектов и столового белья
172
173
Знать:
Детали кроя и названия срезов
174
175-177
178-180
181-182
183-186
187-189
190-192
193
столового белья.
Пошив кухонных комплектов
и столового белья
18
Окончательная отделка
изделия. Сдача готовой
продукции на склад
1
(прихватки, подставки, салфетки,
грелки на чайник, полотенце,
скатерти). Спецификация деталей
кроя. Технологическая
последовательность обработки деталей
изделия. Виды швов и отделки,
применяемых при пошиве кухонных
комплектов и столового белья.
Способы соединения деталей изделия.
Контроль качества, возможные
дефекты, их предупреждение и
устранение. Пооперационное
разделение труда при пошиве изделий.
Инструктаж по безопасности труда и
организации рабочего места.
Раскрой деталей выбранного изделия
по лекалу или заданным размерам.
Проверка и подготовка деталей кроя к
обработке.
Выполнение операций по соединению
составных частей изделий, по
обработке края изделия. Выполнение
отделочных операций и влажно
тепловой обработки.
Выполнение пошива изделия с
ориентировкой на образец и
применением комбинированной
инструкционной карты с
пооперационным разделением труда.
Контроль качества работы.
Окончательная отделка изделия.
Утюжка готовых изделий.
Складывание по стандарту.
Учет количества выполненных
столового белья и кухонных
комплектов.
Технологическую
последовательность обработки
столового белья и кухонных
комплектов.
Виды швов, применяемых при
пошиве изделий.
Возможные дефекты при пошиве
столового белья, их
предупреждение и устранение.
Уметь:
Организовывать рабочее место.
Выполнять технологические
операции по пошиву и
окончательной отделке столового
белья.
Проводить контроль качества на
каждом этапе работы.
Соблюдать правила техники
безопасности во время работы.
194
195
Технология пошива
постельного белья .
2
196
197
Обработка выреза
пододеяльника
2
Пошив постельного белья
25
198-201
202-204
205-207
208-210
211-212
213-215
216-218
219-221
изделий, комплектование пачек.
Сдача готовой продукции на склад.
Виды постельного белья, стандартные
размеры. Спецификация деталей кроя.
Технические условия и
последовательность обработки
наволочки, простыни, пододеяльника.
Способы соединения деталей изделия.
Виды швов, применяемых при пошиве
постельного белья. Вырез на
полотнище пододеяльника,
назначение, возможные формы.
Контроль качества, возможные
дефекты, их предупреждение и
устранение. Пооперационное
разделение труда при пошиве
постельного белья.
Заготовка детали обтачки для
обработки выреза пододеяльника.
Обработка выреза пододеяльника
подкройной обтачкой в рамку на
образце.
Инструктаж по безопасности труда и
организации рабочего места.
Раскрой деталей выбранного изделия
по лекалу или заданным размерам.
Проверка и подготовка деталей кроя к
обработке. Установление
технологической последовательности
обработки изделия (наволочка,
простыня, пододеяльник).
Выполнение пошива изделий по
готовому крою, с ориентировкой на
образец с применением
Знать:
Стандартные размеры изделий
постельного белья.
Детали кроя и названия срезов
постельного белья.
Технологическую
последовательность обработки
постельного белья.
Виды швов, применяемых при
пошиве постельного белья.
Возможные дефекты при пошиве
постельного белья, их
предупреждение и устранение.
Уметь:
Организовывать рабочее место.
Выполнять технологические
операции по пошиву и
окончательной отделке
постельного белья.
Проводить контроль качества на
каждом этапе работы.
Соблюдать правила безопасности
труда при работе в мастерской.
222-224
225-226
227-230
231-233
234-236
237-239
240-241
242-245
Окончательная отделка
изделия
Контрольная работа за 1
полугодие
Пошив изделий по
производственной
технологии.
комбинированной инструкционной
карты. Первый прошив –
индивидуально, далее – с
пооперационным разделением труда.
Утюжка готового изделия.
Складывание по стандарту.
Контроль качества работы по
техническим условиям на выполнение
швов и операций.
3
Окончательная отделка изделия.
Утюжка готовых изделий.
Складывание по стандарту. Учет
количества выполненных изделий,
комплектование пачек. Сдача готовой
продукции на склад.
Контрольная работа – 6 ч.
6
Пошив детского комплекта
постельного белья (наволочка,
простынь, пододеяльник). Работа по
готовому крою. Ориентировка в
задании по образцу изделия и
комбинированной инструкционной
карте. Анализ качества выполняемой
работы с учетом времени,
потраченного на выполнение
операций. Окончательная отделка
изделий, складывание по стандарту.
Учебно-производственная практика – 18 ч.
15
Уметь:
Самостоятельно ориентироваться
в задании.
Выполнять пошив изделий
постельного белья без
предварительного сметывания.
Проводить контроль качества
работы на каждом этапе.
246-248
Окончательная отделка
изделия
Окончательная отделка изделия.
Утюжка готовых изделий.
Складывание по стандарту. Учет
количества выполненных изделий,
комплектование пачек. Сдача готовой
продукции на склад.
3
II – полугодие
№
п\п
1-2
Раздел, тема урока
К-во
часов
Вводный урок
2
3-4
5-6
7-9
Дата
Элементы содержания
урока
Вводное занятие – 2 ч.
Задачи и план работы на 2 полугодие.
Правила поведения и безопасной
работы в швейной мастерской.
Инструктаж по ТБ на рабочих местах.
Проверка оборудования и
инструментов индивидуального
пользования.
Основы материаловедения швейного производства – 16 ч.
Общая характеристика ассортимента
Общая характеристика
2
тканей. Прейскуранты на ткани, их
ассортимента тканей
содержание. Понятие об артикуле
тканей.
Ассортимент
2
Ассортимент хлопчатобумажных
хлопчатобумажных тканей
тканей, их группировка по торговому
прейскуранту. Краткая характеристика
отдельных групп и видов тканей.
Ассортимент шерстяных тканей, их
Ассортимент шерстяных тканей
3
группировка по торговому
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Знать:
Правила поведения и ТБ при
работе в мастерской.
Санитарно-гигиенические
требования к рабочим местам.
Уметь:
Правильно организовать рабочее
место. Пользоваться
инструментами и
приспособлениями для ручных
швейных работ.
Знать:
Общая характеристика
ассортимента тканей.
Прейскуранты на ткани, их
содержание. Понятие об
артикуле тканей.
Ассортимент
хлопчатобумажных тканей, их
группировка по торговому
прейскуранту.
10
11
12
13
14
15
16
17
19
20-21
22-23
прейскуранту. Камвольные и суконные
ткани, их характеристика.
Ассортимент шелковых тканей, их
Ассортимент шелковых тканей
3
группировка по торговому
прейскуранту. Краткая характеристика
отдельных групп и видов шелковых
тканей.
Ассортимент льняных тканей
3
Ассортимент льняных тканей, их
группировка по торговому
прейскуранту. Характеристика
отдельных групп и видов льняных
тканей.
Практическая работа:
1
Определение вида ткани и составление
«Определение вида ткани»
характеристики ткани по
прейскурантам и конфекционным
альбомам.
Проверочная работа
1
Проверочная работа по теме:
«Ассортимент тканей». Работа с
тестами. Практические задания по
определению вида ткани, составлению
характеристики ткани.
Технология обработки узлов и деталей швейных изделий - 55 ч
Технология обработки вытачек
1
Назначение вытачек и подрезов. Виды
и подрезов
вытачек: неразрезная заутюженная,
неразрезная разутюженная, разрезная
разутюженная. Разметка вытачки.
Раствор вытачки. Места расположения
вытачек на изделии. Технология
обработки вытачек и подрезов.
Обработка вытачек и подрезов
4
Обработка вытачек и подрезов
(сметывание, стачивание, влажнотепловая обработка) на образцах.
Ассортимент шерстяных тканей,
их группировка по торговому
прейскуранту.
Ассортимент шелковых тканей,
их группировка по торговому
прейскуранту.
Ассортимент льняных тканей,
их группировка по торговому
прейскуранту.
Уметь:
Определять группы и виды
хлопчатобумажных, шерстяных,
шелковых и льняных тканей,
составлять их характеристику по
прейскурантам и
конфекционным альбомам.
Знать:
Назначение вытачек и подрезов.
Виды вытачек.
Технология обработки вытачек и
подрезов.
изделием. Технические условия
к обработке простых и сложных
накладных карманов.
Технологию обработки
прорезных карманов с клапаном
24- 25 Обработка вытачек и подрезов
26
27-28 Технология обработки кокеток
29
3
3
Соединение кокетки с основной
деталью
16
Технология обработки
горловины в изделиях без
воротника
1
46-47
48-49
50-53
54-56
57-59
60-61
Обработка выреза горловины
17
62
Технология обработки петель
1
30-32
33-34
35-38
39-41
42-44
45
Контроль качества выполненной
работы.
Кокетка как деталь швейного изделия.
Классификация кокеток по форме
нижнего среза, способу соединения с
изделием. Технология обработки
кокеток.
Обработка притачных, накладных и
настрочных кокеток с прямыми и
фигурными краями. Обработка
отлетных кокеток. Обработка кокеток с
применением отделки на образцах.
Контроль качества выполненной
работы.
Способы обработки выреза горловины
и пройм в зависимости от типа ткани.
Технология обработки срезов пройм и
горловины (обтачкой, бейкой,
окантовочной лентой).Технические
условия на обработку среза горловины
и пройм.
Обработка выреза горловины по
готовому крою различными способами
(подкройная обтачка на лицевую и
изнаночную стороны, косая обтачка,
косая бейка, окантовочный шов)
Контроль качества выполненной
работы.
Виды петель. Технические условия и
технологическая последовательность
изготовления петель обметанных,
руликовых, нитяных, бельевых.
и листочкой. Технические
условия к обработке прорезных
карманов.
Технологию обработки боковых
карманов с отрезным бочком и в
швах изделия. Технические
условия к обработке карманов.
Уметь:
Устанавливать технологическую
последовательность при
обработке узлов и деталей
швейных изделий: вытачек,
подрезов, кокеток, срезов
горловины и пройм, различных
петель.
Выполнять обработку
отдельных узлов и деталей
швейных изделий.
Соблюдать технические
требования на обработку деталей
и узлов швейных изделий.
Контролировать качество
выполненной работы в
сравнении с образцом.
Соблюдать правила
безопасности труда при работе в
мастерской.
63-65
66-68
69-71
Обработка петель
72-74
Челночный стежок
75-76
Швейные машины челночного
стежка общего назначения
77-80
Устройство, наладка,
регулировка швейных машин
81-83
Приемы работы на швейной
машине
Обработка различного вида петель
(обметанных, обтачных, руликовых,
навесных, нитяных, бельевых) на
образцах. Контроль качества
выполненной работы.
Оборудование швейного производства – 22 ч.
3
Двухниточная челночная строчка.
Процесс образования челночного
стежка.
2
Назначение, техническая
характеристика и конструктивные
особенности прямострочных
одноигольных машин челночного
стежка 97-А кл и1022-М класса.
Назначение, техническая
характеристика и конструктивные
особенности прямострочной
двухигольной машины челночного
стежка 852х5 класса.
4
Практическая работа по наладке,
регулировке, смазке швейных машин.
Подготовка машины к работе. Пуск и
остановка машины, строчка без ниток
на бумаге. Приемы намотки нитки на
шпульку, заправки и регулировки
натяжения верхней и нижней нитей.
Регулировка длины стежка. Механизм
обратного хода.
3
Практическая работа: строчка на
универсальных швейных машинах по
прямым и закругленным линиям.
Выполнение пробных строчек с разной
длиной стежка. Освоение навыков
9
Знать:
Процесс образования
челночного стежка.
Назначение и область
применения швейных машин
челночного стежка.
Характеристика и
конструктивные особенности
машин.
Рабочие механизмы швейной
машины.
Уход за швейными машинами.
Правила ТБ при работе на
промышленных швейных
машинах.
Уметь:
Выполнять приемы работ по
подготовке швейных машин к
работе, их регулировке.
Выполнять приемы работ при
работе на швейных машинах
челночного стежка.
Устранять несложные неполадки
в работе швейных машин.
Соблюдать правила безопасной
работы при работе на
промышленных
84-86
Швейные машины челночного
стежка специального
назначения
3
87-88
Подготовка машины к работе.
Приемы регулировки
2
89-90
91-92
Приемы работы на швейной
машине
4
выполнения прямых, параллельных,
овальных, строчек на ткани.
Стачивание срезов ткани с разной
шириной шва.
Основные типы швейных машин
челночного стежка специального
назначения: с дифференциальной
подачей материала, с обрезкой края
материала, с отклоняющейся иглой, с
регулируемой посадкой, для
образования зигзагообразной строчки.
Назначение, техническая
характеристика и конструктивные
особенности швейных машин.
Назначение зигзагообразной строчки.
Особенности рабочего процесса.
Технические характеристики и
конструктивные особенности машин
26 кл. и 335-121 кл. фирмы
«Минерва». Правила безопасной
работы.
Практическая работа по наладке,
регулировке, смазке швейных машин.
Подготовка машин челночного стежка
специального назначения к работе.
Пуск и остановка машины, строчка без
ниток на бумаге. Приемы намотки
нитки на шпульку, заправки и
регулировки натяжения верхней и
нижней нитей. Регулировка длины
стежка, ширины зигзага. Механизм
обратного хода.
Практическая работа: строчка на
швейных машинах челночного стежка
93-95
96
97-98
Проверочная работа
Материалы для соединения
швейных изделий
Ассортимент и свойства
швейных ниток
специального назначения по прямым и
закругленным линиям. Выполнение
пробных строчек с разной длиной
стежка. Освоение навыков выполнения
прямых, параллельных, овальных,
зигзагообразных строчек на ткани.
Стачивание срезов ткани с разной
шириной зигзага, с посадкой и без
посадки.
3
Проверочная работа по теме:
«Оборудование швейного
производства». Работа с тестами.
Практическая работа по выполнению
отдельных видов работ на
промышленных швейных машинах.
Основы материаловедения швейного производства – 14 ч.
1
Способы соединения деталей: ниточное,
клеевое, сварное. Материалы для
соединения швейных изделий.
2
Швейные нитки, их производство,
ассортимент. Классификация ниток в
зависимости от назначения,
волокнистого состава, вида отделки,
числа сложений, направления крутки,
толщины. Требования к качеству.
Область применения различных видов
ниток. Практические упражнения по
подбору ниток для пошива изделий из
различных тканей.
Знать:
Материалы для соединения
швейных изделий
Способы соединения деталей.
Классификацию швейных
ниток, их производство,
ассортимент и область
применения.
Клеевые материалы, их
применение и характеристика
свойств.
Одежная фурнитура: виды,
назначение и применение,
99-101
102103
104107
108
109
110
111
112
Ассортимент клеевых
материалов
Сущность клеевого способа.
требования к качеству.
Клеевые материалы, их применение и
Отделочные материалы: виды,
характеристика свойств. Технология
назначение и требования к ним.
изготовления одежды с применением
Уметь:
клеевых материалов. Требования,
Применять швейные нитки,
предъявляемые к клеевым материалам.
клеевые, отделочные материалы
Технические условия к обработке
и одежную фурнитуру при
деталей и узлов с применением клеевых пошиве швейных изделий.
материалов.
Практическая работа:
2
Практические упражнения по обработке
«Применение клеевых
деталей и узлов изделия с применением
материалов».
клеевых материалов.
Одежная фурнитура
4
Одежная фурнитура: виды, назначение и
применение, требования к качеству.
Технические условия к обработке
деталей и узлов изделия с применением
одежной фурнитуры.
Текстильные отделочные
2
Отделочные материалы: виды,
материалы
назначение и требования к ним.
Технические условия по обработке
деталей и узлов изделия с применением
отделочных материалов (ленты, тесьма,
кружево, эмблемы, шнуры, шитье).
Практическая работа: «Подбор
2
Практические упражнения по подбору
одежной фурнитуры и
одежной фурнитуры и отделочных
отделочных материалов».
материалов для отделки изделий.
Проверочная работа
1
Проверочная работа по теме: «Основы
материаловедения швейного
производства». Работа с тестами.
Практическая работа с образцами ниток,
клеевых материалов, одежной
фурнитуры и отделочных материалов.
Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий – 40 ч.
3
113-115
Карманы как деталь изделия
3
116-117
118-121
Обработка простых накладных
карманов
6
122
Технология обработки
сложных накладных карманов
1
Обработка сложных
накладных карманов
10
123-124
125-127
128-130
Карманы как деталь изделия.
Классификация карманов. Виды
накладных карманов: простые и
сложные. Назначение и фасоны
накладных карманов. Спецификация
деталей кармана. Размеры карманов,
припуски на швы и обработку.
Технология обработки простых
накладных карманов и соединение
карманов с изделием. Технические
условия по обработке простых
накладных карманов.
Раскрой деталей накладного кармана.
Обработка срезов кармана и
соединение накладного кармана с
основной деталью различными
способами на образце. Работа по
образцу и комбинированной
технологической карте. Контроль
качества выполненной работы.
Спецификация деталей кармана.
Размеры карманов, припуски на швы и
обработку. Технология обработки
сложных накладных карманов и
соединение карманов с изделием.
Технические условия к обработке
сложных накладных карманов.
Раскрой деталей накладного кармана.
Обработка срезов кармана и
соединение накладного кармана с
основной деталью различными
способами на образце. Работа по
образцу и комбинированной
технологической карте. Контроль
Знать:
Классификацию карманов.
Виды накладных карманов.
Виды прорезных карманов.
Спецификацию деталей
кармана. Размеры карманов,
припуски на швы и
обработку.
Технологию обработки
накладных карманов и
соединение карманов с
изделием. Технические
условия к обработке простых
и сложных накладных
карманов.
Технологию обработки
прорезных карманов с
клапаном и листочкой.
Технические условия к
обработке прорезных
карманов.
Технологию обработки
боковых карманов с
отрезным бочком и в швах
изделия. Технические
условия к обработке
карманов.
Уметь:
Устанавливать
технологическую
последовательность при
обработке различных видов
карманов.
Обрабатывать накладные
131-132
Технология обработки
бокового кармана с отрезным
бочком
2
133-136
Обработка бокового кармана с
отрезным бочком
4
Технология обработки
карманов в швах изделия
1
Обработка карманов в шве
изделия
2
137
138-139
140-142
143
Обработка карманов в шве
изделия
Технология обработки
прорезного кармана с
клапаном и одной обтачкой
3
1
качества выполненной работы.
Спецификация деталей кармана.
Размеры карманов, припуски на швы и
обработку. Технология обработки
бокового кармана с отрезным бочком.
Технические условия на обработку
бокового кармана с отрезным бочком.
Раскрой деталей бокового кармана с
отрезным бочком. Обработка деталей
кармана и соединение отрезной части
с основной деталью на образце.
Работа по образцу и комбинированной
технологической карте. Контроль
качества выполненной работы.
Спецификация деталей кармана.
Размеры карманов, припуски на швы и
обработку. Технология обработки
кармана в шве изделия. Технические
условия на обработку карманов в шве
изделия.
Раскрой деталей кармана в шве
изделия. Разметка местоположения
кармана. Притачивание подкладки
кармана к основным деталям.
Обработка кармана на образце. Работа
по образцу и комбинированной
технологической карте. Контроль
качества выполненной работы.
Прорезные карманы. Виды прорезных
карманов. Способы обработки:
прорезной карман в рамку с клапаном,
с листочкой. Спецификация деталей
кармана. Размеры карманов, припуски
карманы с прямыми и
фигурными краями и
соединять их с изделием.
Обрабатывать прорезные
карманы, карманы в шве
изделия и с отрезной боковой
частью.
Соблюдать технические
требования на обработку
деталей и узлов швейных
изделий.
Контролировать качество
выполненной работы в
сравнении с образцом.
Соблюдать правила
безопасности труда при
работе в мастерской.
144-145
146-147
Обработка прорезного
кармана с клапаном и одной
обтачкой
Обработка прорезного
кармана с клапаном и одной
обтачкой
148
Технология обработки
прорезного кармана с
листочкой
149-151
Обработка прорезного
кармана с листочкой
152-154
155
Обработка прорезного
кармана с листочкой
Проверочная работа
на швы и обработку. Технология
обработки прорезного кармана.
Технические условия на обработку
прорезного кармана в рамку с
клапаном.
2
Раскрой деталей кармана в шве
изделия. Разметка местоположения
кармана. Притачивание подкладки
кармана к основным деталям.
Обработка кармана на образце. Работа
2
по образцу и комбинированной
технологической карте. Контроль
качества выполненной работы.
1
Спецификация деталей кармана.
Размеры карманов, припуски на швы и
обработку. Технология обработки
прорезного кармана с листочкой.
Технические условия на обработку
прорезных карманов.
3
Раскрой деталей прорезного кармана с
листочкой. Разметка местоположения
кармана. Притачивание подкладки
кармана к основным деталям.
3
Обработка кармана на образце. Работа
по образцу и комбинированной
технологической карте. Контроль
качества выполненной работы.
1
Проверочная работа по теме:
«Обработка карманов». Работа с
тестами. Практические задания по
обработке накладных, прорезных
карманов и в швах изделия.
Оборудование швейного производства – 13 ч.
156-157
Однониточный цепной
стежок, его строение, свойства
2
158-160
Прямострочная швейная
машина однониточного
цепного стежка
3
161-162
Швейная машина потайного
стежка
2
163-164
Обметочные и стачивающие
обметочные швейные машины
2
Однониточный цепной стежок, его
строение, свойства. Характеристика
и процесс образования строчки
цепного однониточного стежка.
Взаимодействие рабочих органов
швейной машины в процессе
образования цепного стежка.
Прямострочная швейная машина
однониточного цепного стежка 2222
– М класса. Назначение, техническая
характеристика и основные рабочие
органы машины. Неполадки в
работе в машины, возможные
причины возникновения и способы
устранения. Правила безопасной
работы на швейной машине.
Назначение и область применения
машины потайного стежка 285 кл.
ПМЗ. Техническая характеристика и
основные рабочие органы машины.
Конструктивные особенности
машины потайного стежка. Правила
безопасной работы на машине
потайного стежка.
Обметочные и стачивающиеобметочные швейные машины 51-А
класса ПМЗ, МО-735 класса фирмы
«Джуки», «Ямато – АОМЗ».
Назначение, технические
характеристики, особенности
конструкции. Рабочие механизмы
швейной машины.
Правила безопасной работы на
швейной машине.
Знать:
Строение однониточного и
многониточного цепного
машинного стежка.
Назначение и область
применения швейных машин
цепного стежка.
Характеристика и
конструктивные особенности
машин.
Рабочие механизмы швейной
машины.
Неполадки в работе швейных
машин. Уход за швейными
машинами.
Правила ТБ при работе на
промышленных швейных
машинах.
Уметь:
Выполнять приемы работ по
заправке и регулировке
промышленных швейных
машин.
Устранять несложные
неполадки в работе швейных
машин.
Соблюдать правила
безопасной работы при
работе на промышленных
швейных машинах.
165-166
Подготовка машины к работе
Приемы регулировки .
167-169
Приемы работы на швейной
машине
170
171-172
Проверочная работа
Технология пошива мужских
трусов
Практическая работа по подготовке
машины к работе. Схема заправки
ниток в обметочной и стачивающие
обметочной швейной машины.
Тренировочные упражнения по
заправке и регулировке натяжения
ниток.
3
Упражнения по шитью на машине.
Строчка на швейной машине по
прямым и закругленным линиям.
Неполадки в работе в машины,
возможные причины возникновения
и способы устранения.
1
Проверочная работа по теме:
«Швейные машины однониточного и
многониточного цепного стежка».
Работа с тестами. Практическая
работа по подготовке машин к
работе, регулировке, устранению
неполадок, чистке и смазке машины.
Учебно-производственная практика – 69 ч.
2
Нательное белье, виды. Ткани для
пошива. Спецификация деталей кроя.
Технические условия и
технологическая последовательность
обработки изделия. Виды швов,
применяемых при пошиве изделия.
Контроль качества, возможные
дефекты, их предупреждение и
устранение. Пооперационное
разделение труда при пошиве мужских
трусов.
2
Знать:
Ассортимент нательного
белья.
Названия деталей кроя
нательного белья.
Ткани для пошива нательного
белья.
Виды швов и отделки,
применяемых при пошиве
нательного белья.
Особенности технологии
173-175
Пошив мужских трусов
3
176-178
Пошив мужских трусов
2
Пошив мужских трусов
6
185-187
Технология пошива ночной
сорочки
3
188-190
191-193
194-196
197-199
200-201
Пошив ночной сорочки
16
179-180
181-184
Проверка и подготовка кроя к
обработке. Выполнение пошива
изделия по готовому крою, с
ориентировкой на образец с
применением комбинированной
инструкционной карты. Пошив с
пооперационным разделением труда.
Контроль качества работы.
Окончательная отделка и влажнотепловая обработка готового изделия.
Проверка и подготовка кроя к
обработке. Выполнение пошива
изделия по готовому крою, с
ориентировкой на образец с
применением комбинированной
инструкционной карты. Пошив с
пооперационным разделением труда.
Контроль качества работы.
Окончательная отделка и влажнотепловая обработка готового изделия.
Назначение изделия и ткани для
пошива. Фасоны изделия.
Спецификация деталей кроя.
Технические условия и
последовательность обработки ночной
сорочки. Виды швов, применяемых
при пошиве изделия. Контроль
качества, возможные дефекты, их
предупреждение и устранение.
Проверка и уточнение деталей кроя,
перенос меловых контрольных и
фасонных линий. Выполнение пошива
изделия по готовому крою, с
обработки белья.
Технологическую
последовательность
обработки деталей изделия.
Операции по окончательной
отделке изделия.
Спецификацию деталей кроя.
Названия деталей кроя
специальной одежды.
Ткани для пошива
специальной одежды.
Применение отделки при
пошиве изделий.
Технологическую
последовательность
обработки деталей изделия.
Виды швов, применяемых
при пошиве.
Операции по окончательной
отделке изделия.
Уметь:
Устанавливать
последовательность
технологических операций по
пошиву изделия с опорой на
предметно-технологическую
карту.
Выполнять раскрой деталей с
учётом рисунка и долевой
нити, припусков на швы.
Выполнять технологические
операции по пошиву изделий,
окончательной отделке
изделия. Складывать изделие
202-205
206-208
209-211
212-214
215-216
217-220
221-223
224-226
Контрольная работа за год
Пошив изделий нательного
белья
7
ориентировкой на образец с
применением комбинированной
инструкционной карты. Пошив с
пооперационным разделением труда.
Окончательная отделка и влажнотепловая обработка готового изделия.
Контрольная работа – 7ч.
Пошив комплекта специальной
одежды (фартук с нагрудником и
косынка). Работа по готовому крою.
Ориентировка в задании по образцу
изделия и комбинированной
инструкционной карте. Анализ
качества выполняемой работы с
учетом времени, потраченного на
выполнение операций.
Учебно-производственная практика – 24 ч.
18
Инструктаж по безопасности труда и
организации рабочего места.
Проверка и уточнение деталей кроя.
Самостоятельное выполнение
операций по соединению составных
частей различных швейных изделий.
Выполнение операций по обработке
края изделия. Выполнение
отделочных операций. Выполнение
операций влажно тепловой
обработки. Выполнение операций по
пришиванию различных видов
фурнитуры. Выполнение пошива
изделия по готовому крою, с
по стандарту.
Контролировать качество
своей работы.
Уметь:
Самостоятельно
ориентироваться в задании.
Выполнять пошив изделий
без предварительного
сметывания.
Оценивать качество
выполняемой работы с
учетом времени,
потраченного на выполнение
операций.
Уметь:
Готовить рабочее место и
соблюдать правила ТБ при
работе.
Самостоятельно выполнять
операции по соединению
составных частей различных
швейных изделий.
Выполнять операции по
обработке края изделия.
Выполнять отделочные
операции и влажно тепловую
обработку изделий.
Выполнять операции по
227-229
230-231
232-235
236-238
239-241
242-244
245-246
247-250
251-253
254-256
Окончательная отделка
изделия
3
ориентировкой на образец с
применением комбинированной
инструкционной карты.
Пошив с пооперационным
разделением труда. Контроль качества
работы. Окончательная отделка и
влажно-тепловая обработка готового
изделия.
Окончательная отделка изделий.
Утюжка готовых изделий.
Складывание по стандарту. Контроль
качества работы по техническим
условиям на выполнение швов и
операций. Сдача готовой продукции на
склад.
Производственная практика в учебных мастерских 30 – ч.
Пошив изделий по
27
Отработка практических навыков по
производственной технологии
обработке текстильных изделий из
различных материалов (пошив
постельного и нательного белья, спец.
одежды, столового белья, кухонных
комплектов, штор). Инструктаж по
безопасности труда и организации
рабочего места. Проверка и уточнение
деталей кроя: проверка комплектации,
соответствие цвета, ниток,
прикладных материалов.
Проверка качества материалов.
Подготовка кроя к пошиву.
Технологические параметры
обработки деталей изделий.
пришиванию различных
видов фурнитуры.
Выполнять окончательную
отделку готового изделия и
контролировать качество
готового изделия.
Уметь:
Готовить рабочее место и
соблюдать правила ТБ при
работе.
Самостоятельно
ориентироваться в задании.
Выполнять пошив
текстильных изделий без
предварительного
сметывания.
Выполнять окончательную
отделку готового изделия.
Проводить контроль качества
работы на каждом этапе.
257-259
Окончательная отделка
изделия. Сдача готовой
продукции на склад
3
Самостоятельное выполнение
операций по соединению составных
частей различных швейных изделий.
Выбор оборудования при разработке
технологических процессов. Контроль
качества выполняемых операций в
процессе изготовления текстильных
изделий.
Технологические режимы влажно –
тепловой обработки швейных изделий
из различных материалов.
Окончательная обработка текстильных
изделий.
Обслуживание и наладка швейного
оборудования в процессе обработки
текстильных изделий. Отработка
навыков ухода за швейной машиной
чистка и смазка оборудования.
Отработка навыков устранения
неполадок в работе на швейном
оборудовании.
Окончательная отделка изделия.
Утюжка готовых изделий.
Складывание по стандарту.
Учет количества выполненных
изделий, комплектование пачек.
Сдача готовой продукции на склад.
Учебно - методический комплект
Швейное дело. 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2
изд.-М.: Просвещение, 2005. Автор Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая.
Швейное дело. 6 класс. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2
изд.-М.: Просвещение, 2005. Автор Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая.
Швейное дело.7 класс. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2
изд.-М.: Просвещение, 2006. Автор Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая.
Швейное дело. 8 класс. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2
изд.-М.: Просвещение, 2009. Автор Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая.
Швейное дело. 9класс. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2
изд.-М.: Просвещение, 2010. Автор Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждени5-9 классы : Сборник 2.-М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000. Авторы: Мирский С.Л., Журавлёв Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалёва Е.А.,
Васенков Г.В. Под редакцией В.В.Воронковой.
Рабочая тетрадь по швейному делу. Для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. Москва «Просвещение» 2006
Рабочая тетрадь по швейному делу. Для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. Москва «Просвещение» 2010
Рабочая тетрадь по швейному делу. Для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. Москва «Просвещение» 2008