Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение" предметной
области "Искусство" включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как
средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и
самореализации обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слушание музыки", "Пение",
"Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Общая характеристика предмета.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной
самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков
«Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они
способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса обучающегося.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимся являются музыкально-ритмические
движения, которые сопровождаются подпеванием,
«звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых
инструментов. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств
учитель знакомит их с попевками или песенками. Особое внимание обращается на
стимулирование обучающихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе
уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и
познавательной деятельности обучающегося. В процессе образовательной деятельности по
предмету важно учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость детей.
Поэтому следует переключать их с одного вида музыкальной деятельности на другой, например,
с пения на ритмические упражнения. В содержание уроков входит слушание музыки, которое
способствует расширению представлений о музыкальных произведениях. Уроки «Музыка и
движение» направлены на выработку динамической координации движений обучающихся, их
точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном
выполнении движений. Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой
моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным
увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных
анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение»
стимулируют эмоциональное развитие обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» в соответствии учебным планом МКОУ
Костаревской СШ на 2024/2025 учебный год рассчитана на 68 часа в год, 2 раза в неделю (0,5 час
очно, 1,5 час для самостоятельного изучения материала) (исходя из 34 учебных недель в год).
Содержание учебного предмета "Музыка и движение" представлено
следующими разделами "Слушание музыки", "Пение", "Движение под
музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Раздел "Слушание музыки".
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания
музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение)
колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание
знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на
разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения
произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра
(народных инструментов, симфонических), в исполнении которого звучит музыкальное
произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Раздел "Пение".
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание
отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций
припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с
соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к
песне.
Раздел "Движение под музыку".
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало
движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения:
ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под
музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или поднимание
предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение движений
разными частями тела под музыку: "фонарики", "пружинка", наклоны головы. Соблюдение
последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных.
Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности
движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку.
Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при
изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении
силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение
развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных
инструментах.
Раздел "Игра на музыкальных инструментах".
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по
звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не
имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии
игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на
музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих
звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в
ансамбле.
Планируемые результаты
• пропевать попевки с различной интонационной, динамической окрашенностью;
• сочетать пение с мимикой и пантомимикой;
• пропевать свое имя;
• подражать голосам животных;
• различать звучания музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов;
• выполнять простейшие движения, сопровождаемые подпеванием, «звучащими» жестами и
действиями с простейшими ударными и шумовыми инструментами;
• выполнять простейшие движения под музыку в пространстве кабинета •уметь
характеризовать звук по различным критериям звучания;
• слушать и слышать учителя;
• выполнять под музыку ритмические движения;
• уметь петь соло и хором;
• подбирать иллюстрацию к произведению;
• слушать и узнавать музыкальные звуки, мелодии, песни;
• уметь отвечать на поставленные вопросы.
Название
раздела
1
2
3
4
5
6
Мониторинг
Слушание и узнавание
музыкальных звуков,
мелодий и песен
Пение
Музыкально-ритмические
движения
Игра на музыкальных
инструментах
Творческая работа
Итого:
Количество часов по четвертям
Iч
II ч
III ч
VI ч
Проведено
за год
0,5
0,5
-
-
0,5
0,5 час
1 часа
0,5
2
2
3
2
0,5 час
9часов
-
1
1,5
0,5
1
4 часа
1
4
часа
-
2,5часов
1
5,5
часов
3,5
часов
3,5 часа
17 час
№
Содержание
программного
материала
Кол
-во
часов
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Музыка и движение»на 2024-2025 уч.год
Планируемый
Средства
Кол-во
Дата
результат
обучения
часов для
Проведени
самостоя
я
Деятельность
обучающихся
Коррекционна
я
работа
тельного
изучения
материал
а
I четверть - (4 часов очно, 12 часов для самостоятельного изучения материала)
0,5
1,5
1
Мониторинг
1
2
Песня
Танец
0,5
0,5
1,5
1,5
Умеют различать и
сравнивать
характерные
особенности звучания
песен и
танцев
компьютер,
CD,
Иллюстрации
2
Пропевание попевок с
различной
интонационной,
Динамической
окрашенностью
(громче-тише)
Разучивание пляски
«Сени, мои сени.»
0,5
1,5
Аудиозаписи с Пропевают
различными
короткие
мелодиями,
фразы
компьютер
Развитие
слухового
восприят
ия
0,5
1,5
ТСО,
аудиозапись,
словесная
инструкция
Развивать
воображение
Музыкальноритмическая игра
«Волк и заяц».
0,5
1,5
Умеют пропевать в
заданной
тональности
короткие
фразы,
произнося, слова
нараспев.
Умеют передать с
помощью
выразительных
движений сюжет
игры
Умеют выполнять
упражнения
ритмично,
под
музыку
3
3
ТСО,
аудиозапись,
словесная
инструкция
Слушают
песни
совместно
педагогом.
Просмотр
танцев
с
Выполняют
движения в
соответствии
с сюжетом
танца
Выполняют
движения в
соответствии
с сюжетом
игры
Развитие
двигательного
и
слухового
восприятия
Развивать
воображение
и
общую
моторику
4
Игры на ориентировку
в пространстве "Верхниз", "Что, где?»
4
Творческая работа
0,5
0,5
1,5
1,5
Умеют
ориентироваться в
пространстве.
ТСО,
аудиозапись
Выполняют
заданное
упражнение
Развивать
воображение и
общую
моторику
Упражнения
с детскими
музыкальны
ми
инструментами
Музыкальная игра
«Руки - ноги-голова»
5
5
6
7
8
9
II четверть – (4 часов очно, 12 часов для самостоятельного изучения материала)
1
3
ТСО,
Выполняют
Умеют ритмично
аудиозапись,
заданное
воспроизводить
словесная
упражнение
заданный рисунок
инструкция
мелодии
0,5
Использован
ие
мимических
и
жестовых движений
всвязи с интонацией
и
музыкальным
ритмом
Творческая работа
Выполняют
движения
в
соответствии с
сюжетом игры
Упражнения
с детскими
музыкальны
ми
инструментами.
1,5
0,5
1,5
1
3
1
1
Умеют выполнять
упражнения
ритмично,
под
музыку
Умеют передать с
помощью
выразительных
движений сюжет
игры
ТСО,
аудиозапись,
словесная
инструкция
Выполняют
движения в
соответствии
с сюжетом
игры
С
помощью
Компьютер,
Совместно с
учителя смогут
учителем
CD,
исполнять
исполняют
аудиозаписи
знакомые песни
песню
под
аккомпанемент
III четверть - (5,5 часов очно, 16,5 часов для самостоятельного изучения материала)
3
ТСО,
Умеют
Выполняют
аудиозапись,
воспроизводить
заданное
словесная
ритм и темп в
упражнение
инструкция
соответствии с
музыкальным
сопровождением
3
Развитие
аудиального
восприятия
Развитие общей
и
речевой
моторики
Развитие
слухового и
речевого
восприятия
Развитие
чувства ритма и
темпа
10
Разучивание пляски
1
11
«Куклы»
1
3
12
Танец-игра «Мы
пойдем налево»
1,5
4,5
13
Творческая работа
14
15
15
16
17
1
3
Умеют передать с
помощью
выразительных
движений сюжет
игры.
Принимать роль и
воспроизводить
характер героев
ТСО,
аудиозапись.
Умеют передать с
помощью
выразительных
движений сюжет
игры.
ТСО,
аудиозапись.
Выполняют
движения в
соответствии с
сюжетом
потешки,
Развитие общей и
речевой
моторики.
Развитие чувства
ритма и темпа
Развитие
чувства ритма и
темпа
Выполняют
движения в
соответствии с
сюжетом игры.
Развитие чувства
ритма и темпа
ТСО,
аудиозапись,
словесная
инструкция.
3
IV четверть – (3,5 часов очно, 10,5 часов для самостоятельного изучения материала)
0,5
1,5
ТСО,
Прослушивание и
Умеют принимать
Выполняют
аудиозапись,
инсценирование
на себя роль и
движения в
словесная
аудиосказки «Курочка
артистично
еѐ
соответствии
инструкция
и петушок».
исполнять
с сюжетом
игры
0,5
1,5
ТСО,
МузыкальноУмеют выполнять
Выполняют
аудиозапись,
ритмические
упражнения
заданное
словесная
движения. «Катиритмично, под
упражнение
инструкция
лови».
музыку
Пляска
«Два 0,5
1,5
ТСО,
Умеют выполнять
Выполняют
лягушонка»
аудиозапись
упражнения
совместно с
ритмично, под
учителем.
музыку
Творческая работа
1
3
Музыкальнодвигательные
0,5
1,5
Умеют выполнять
упражнения
Выполняют
совместно с
Развитие
аудиального
восприятия
Развитие
координации
движений
Развитие
аудиального
восприятия
Развитие
координации
17
упражнения.
Подражаем животным
Игра «Прогулка под
зонтиком»
ритмично, под
музыку
0,5
1,5
учителем.
ТСО,
Аудиозапись.
движений
Развитие
слухового и
речевого
восприятия.
Предметно-развивающая образовательная среда: Технические средства обучения.
• ноутбук;
• колонки;
• коврики для выполнения упражнений;
• мячи, гимнастические палки, скалки, тренажѐры;
• детские шумовые музыкальные инструменты;
• аудио и видеозаписи;
• мягкие игрушки, костюмы; куклы, маски и т.д.
Ритмические упражнения и игры под музыку (видеотека).
• «Пальчики и ручки» - русская народная мелодия.
• «Игра с куклой» - муз. В. Карасѐвой.
• «Ловкие ручки» - муз. Е. Тиличеевой.
• «Ходим - бегаем» - муз. Е. Тиличеевой.
• «Мишка ходит в гости» - муз. М. Раухвергера.
• «Гуляем и пляшем» - муз. М. Раухвергера.
• «Мы флажки свои поднимем» - муз. Вилькорейской.
• «Пружинка» - русская народная мелодия.
• «Маленький танец» - муз. Н. Александровой.
• «Не выпустим» - русская народная плясовая «Полянка», обработка Н. Метлова.
• «Прощаться - здороваться» - чешская народная песня.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Музыка" включает:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных
инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом,
составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с
обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения
высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для
определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также
игрушки-куклы, игрушки-животные. Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара,
барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок-флейты, палочки, ударные
установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты Карла Орфа.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для
наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов, ковролиновая и магнитная доски, ширма,
затемнение на окна. Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных
инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов;
фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст
песен.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Музыка и движение":
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое
обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально- танцевальных, вокальных и
инструментальных выступлений:
интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под
музыку, игра на музыкальных инструментах);
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодииигрой на
музыкальных инструментах;
умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:
9
умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной исамостоятельной
музыкальной деятельности;
стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,
спектаклях.
1
0