Аннотация к рабочей программе по литературе 6-9 кл

Аннотация к рабочей программе по литературе (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для 6-9 класса составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в
соответствии с рекомендациями ПООП; с авторской программой В.Я. Коровиной.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства
слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять

библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Практические задачи литературы в школе – приобщение учащихся к искусству
слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к
фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неѐ к русской литературе XVIII,
XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это
освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических
произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания
произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система
ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе
предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская
литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Рабочая программа рассчитана:
- в 5 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
- в 6 классе – 102 ч. (3 разав неделю)
- в 7 классе – 68 ч. (2 раза в неделю)
- в 8 классе – 68 ч. (2 разав неделю
- в 9 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
В Рабочей программе прописаны личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения литературы, содержание, тематическое планирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать
• сравнивая пословицы и поговорки,
фольклорный текст; различать фольклорные принадлежащие разным народам, видеть в
и литературные произведения;
них воплощение нравственного идеала
• выделять нравственную проблематику
конкретного народа (находить общее и
пословиц и поговорок как основу для
различное с идеалом русского и своего
развития представлений о нравственном
народов);
идеале русского народа, формирования
представлений о русском национальном
• сочинять сказку или рассказ по пословице
характере;
и/или придумывать сюжетные линии;

• обращаться к пословицам, поговоркам,
фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных
ситуациях речевого общения;
• целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;

• выбирать произведения устного
народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между пословицами
и поговорками разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
• адекватно понимать художественный текст • выбирать путь анализа произведения,
и давать его смысловой анализ на основе
адекватный жанрово-родовой природе
наводящих вопросов или по данному плану;
художественного текста;
интерпретировать прочитанное, отбирать
• оценивать иллюстрацию или экранизацию
произведения для чтения;
произведения;
• воспринимать художественный текст как
• создавать собственную иллюстрацию
произведение искусства, послание автора
изученного текста;
читателю, современнику и потомку;
• сопоставлять произведения русской и
• определять с помощью учителя или
мировой литературы под руководством
консультантов для себя актуальную цель
учителя;
чтения художественной литературы;
• представление о самостоятельной
выбирать произведения для
проектно-исследовательской деятельности
самостоятельного чтения;
и оформлять её результаты в форматах
• выявлять авторскую позицию, определяя
(работа исследовательского характера,
своё к ней отношение,
проект).
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, анализа поэтического
текста, характеристики героя;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.

7 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать
• рассказывать о самостоятельно прочитанной
фольклорный текст; различать
былине, обосновывая свой выбор;
фольклорные и литературные
• сочинять былину и/или придумывать сюжетные
произведения;
линии;
• выделять нравственную проблематику
• сравнивая произведения героического эпоса
преданий и былин как основу для
разных народов (былину и сагу, былину и сказание),
развития представлений о нравственном определять черты национального характера;
идеале русского народа, формирования
• выбирать произведения устного народного
представлений о русском национальном
творчества разных народов для самостоятельного
характере;
чтения, руководствуясь конкретными целевыми

• обращаться к преданиям, былинам,
фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных
ситуациях речевого общения;
• выразительно читать былины, соблюдая
соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
• пересказывать былины и предания,
чётко выделяя сюжетные линии, не
пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи
характерные для народного эпоса
художественные приёмы.

установками;
• устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
• адекватно понимать художественный
• выбирать путь анализа произведения,
текст и давать его смысловой анализ на
адекватный жанрово-родовой природе
основе наводящих вопросов или по
художественного текста;
данному плану; интерпретировать
• оценивать иллюстрацию или экранизацию
прочитанное, отбирать произведения для произведения;
чтения;
• создавать собственную иллюстрацию изученного
• воспринимать художественный текст
текста;
как произведение искусства, послание
• сопоставлять произведения русской и мировой
автора читателю, современнику и
литературы под руководством учителя;
потомку;
• представление о самостоятельной проектно• определять с помощью учителя или
исследовательской деятельности и оформлять её
консультантов для себя актуальную цель результаты в форматах (работа
чтения художественной литературы;
исследовательского характера, проект).
выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в формате
сравнительной характеристики героев,
ответа на проблемный вопрос;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с книгой и другими
источниками информации.

8 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать
• сравнивая произведения лирики разных
фольклорный текст; различать
народов, определять черты национального
фольклорные и литературные
характера;
произведения;
• выбирать произведения устного народного
• выделять нравственную проблематику
творчества разных народов для

народных песен как основу для развития
представлений о нравственном идеале
русского народа, формирования
представлений о русском национальном
характере;
• обращаться к фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения;
• выразительно читать народные песни,
соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного
рассказывания.

самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).
• исполнять лирические народные песни

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
• адекватно понимать художественный
• выбирать путь анализа произведения,
текст и давать его смысловой анализ
адекватный жанрово-родовой природе
самостоятельно или по составленному
художественного текста;
плану; интерпретировать прочитанное,
• оценивать иллюстрацию или экранизацию
отбирать произведения для чтения;
произведения;
• воспринимать художественный текст как
• создавать собственную иллюстрацию
произведение искусства, послание автора
изученного текста;
читателю, современнику и потомку;
• сопоставлять произведения русской и мировой
• определять для себя актуальную цель
литературы самостоятельно или под
чтения художественной литературы;
руководством учителя;
выбирать произведения для
• представление о самостоятельной проектносамостоятельного чтения;
исследовательской деятельности и оформлять
• выявлять авторскую позицию, определяя
её результаты в форматах (работа
своё к ней отношение,
исследовательского характера, реферат,
• создавать собственный текст
проект).
интерпретирующего характера в формате
анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с книгой и другими источниками
информации.

9 класс
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать
• сравнивая сказки, принадлежащие разным
фольклорный текст; различать фольклорные и народам, видеть в них воплощение
литературные произведения, обращаться к
нравственного идеала конкретного народа
пословицам, поговоркам, фольклорным
(находить общее и различное с идеалом
образам, традиционным фольклорным
русского и своего народов);
приёмам в различных ситуациях речевого
• рассказывать о самостоятельно
общения, сопоставлять фольклорную сказку и прочитанной сказке, былине, обосновывая
её интерпретацию средствами других искусств свой выбор;

(иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и
русского народов, формирования
представлений о русском национальном
характере;
• видеть черты русского национального
характера в героях русских сказок и былин,
видеть черты национального характера своего
народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины,
соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя
сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в
своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные
художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки,
отличать литературную сказку от
фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать
неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями, отгадывая или
сочиняя загадку.

• сочинять сказку (в том числе и по
пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического
эпоса разных народов (былину и сагу,
былину и сказание), определять черты
национального характера;
• выбирать произведения устного
народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между
фольклорными произведениями разных
народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное
• выбирать путь анализа произведения,
произведение в единстве формы и содержания; адекватный жанрово-родовой природе
адекватно понимать художественный текст и
художественного текста;
давать его смысловой анализ;
• дифференцировать элементы поэтики
интерпретировать прочитанное, устанавливать художественного текста, видеть их
поле читательских ассоциаций, отбирать
художественную и смысловую функцию;
произведения для чтения;
• сопоставлять «чужие» тексты
• воспринимать художественный текст как
интерпретирующего характера,
произведение искусства, послание автора
аргументированно оценивать их;
читателю, современнику и потомку;
• оценивать интерпретацию
• определять для себя актуальную и
художественного текста, созданную

перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные
ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для
читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать
произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё
отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического
и интерпретирующего характера в различных
форматах;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками
информации и владеть основными способами
её обработки и презентации.

средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию
изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и
мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).

Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и

народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе
выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».