АРП Труд (технология) 4 класс с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Труд (технология)

Матвейчук Н.А.

Программа учебного курса Труд (технология) для 4 класса разработана на основе
ФАООП УО (вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 года № 1026,
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью, характеристики детей обучающихся в данном классе.
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности
обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета
способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:

формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;

формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;

формирование интереса к разнообразным видам труда;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);

развитие
умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;

развитие
регулятивной
структуры
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;

формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:

коррекцию
познавательной
деятельности
обучающихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;


развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;

коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий
с применением разнообразного трудового материала.
В программе обозначены два уровня умений: минимальный и достаточный.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс,
включающий: Технология. 4 кл.Ручной труд. Учеб. для общеобразоват. организации,
реализующих адапт. основные образоват. программы /Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова.9-е изд. - М. : Просвещение, 2019. - 143 с.

Минимальный уровень
Достаточный уровень
знание правил организации рабочего места и умение знание правил рациональной организации труда, включающих
самостоятельно его организовать в зависимости от характера упорядоченность действий и самодисциплину;
выполняемой работы (рационально располагать инструменты, знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять знание видов художественных ремесел;
порядок на рабочем месте);
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
знание видов трудовых работ;
тетради;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, знание и использование правил безопасной работы с режущими и
используемых на уроках ручного труда, знание и соблюдение колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при требований при выполнении трудовых работ;
работе с ними;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнознание названий инструментов, необходимых на уроках ручного художественным и конструктивным свойствам;
труда, их устройства, правил техники безопасной работы с отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной
колющими и режущими инструментами;
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из экономное расходование материалов;
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки использование в работе с разнообразной наглядности: составление
изделия), используемые на уроках ручного труда;
плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и графические планы, распознавание простейших технических рисунков,
называние его признаков и свойств; определение способов схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с
соединения деталей;
ними в процессе изготовления изделия;
пользование доступными технологическими (инструкционными) осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
картами;
действий и корректировка хода практической работы;
составление стандартного плана работы по пунктам;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
владение некоторыми технологическими приемами ручной образец);
обработки материалов;
установление причинно-следственных связей между выполняемыми
использование в работе доступных материалов (глиной и действиями и их результатами;
пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; выполнение общественных поручений по уборке класса и (или)
нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; мастерской после уроков трудового обучения.
конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания чувствам других людей
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
Тема
(тематические
блоки/модули)

Основное содержание

Работа с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая
(гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.
Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и
картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: "линейка", "угольник", "циркуль". Их применение и
устройство;

Основные виды деятельности
Предлагаются
Предлагаются
всем
дифференцированн
обучающимся
о по микрогруппам
Определяют
Определяют
виды
виды бумаги.
бумаги с помощью
Работают
с учителя.
инструментами
Работают
с
и материалами инструментами
и
для работы с материалами
для
бумагой и
работы с бумагой и
картоном.
картоном.
Размечают
Размечают бумагу с
бумагу
с помощью шаблона с
помощью
помощью учителя.
шаблона
Вырезают
самостоятельно. ножницами
из
Вырезают
бумаги с помощью

разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа.
Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: "разрез по короткой прямой линии",
"разрез по короткой наклонной линии", "надрез по короткой прямой линии",
"разрез по длинной линии", "разрез по незначительно изогнутой линии",
"округление углов прямоугольных форм", "вырезание изображений
предметов, имеющих округлую форму", "вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз", "тиражирование деталей".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание
мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру
(аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги:
"сгибание треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол";
"сгибание прямоугольной формы пополам", "сгибание сторон к середине",
"сгибание углов к центру и середине", "сгибание по типу "гармошки",
"вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с
клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное".
Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта
картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:

ножницами из
бумаги
Обрывают
бумагу,
складывают
фигурки
из
бумаги.
Конструируют
из бумаги и
картона,
соединяют
детали
самостоятельно,
с
незначительной
помощью
учителя

учителя
Обрывают бумагу,
складывают фигурки
из бумаги.
Конструируют
из
бумаги и картона,
соединяют детали с
помощью учителя

Работа
текстильными
материалами.

"окантовка картона полосками бумаги", "окантовка картона листом бумаги".
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение
с
ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверхвниз";
вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка
"прямой строчкой", вышивка прямой строчкой "в два приема", "вышивка
стежком "вперед иголку с перевивом", вышивка строчкой косого стежка "в
два приема".
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в
жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится,
лицевая и изнаночная сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие,
гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются иголками,
сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила
хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание,
аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность
раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных
из ткани, прямой строчкой, строчкой "косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание
ткани.
Историко-культурологические
сведения
(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Умеют
пользоваться
нитками.
Знают сведения
о нитках
Умеют
делать
раскрой деталей
из ткани.
Выполняют
ремонт одежды с
незначительной
помощью
учителя

Умеют пользоваться
нитками с помощью
учителя.
Знают сведения о
нитках
Умеют
делать
раскрой деталей из
ткани с помощью
учителя.
Выполняют ремонт
одежды с помощью
учителя

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц,
вешалок, карманом). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными
отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и
пришивание вешалки.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия
Работа
с
"дерево" и "древесина". Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто
древесными
работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины
материалами.
(цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и
приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление,
заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки,
древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды
Работа металлом.
металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства
металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты
для работы по металлу.
Виды работ по комбинированию разных материалов:
Комбинированные
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки;
работы с разными
бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока,
материалами.
бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

Знают способы
обработки
древесины.
Умеют
делать
аппликацию из
древесных
материалов
самостоятельно

Знают
способы
обработки
древесины.
Умеют
делать
аппликацию
из
древесных
материалов
с
помощью учителя

Знают
Знают элементарные
элементарные
сведения о металле.
сведения
о
металле.
Умеют
комбинировать
работы
с
разными
материалами
самостоятельно.

Умеют
комбинировать
работы с разными
материалами
с
помощью учителя.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1

Тема
Кол-во часов
Повторение познавательных сведений о работе с бумагой. Виды бумаги Свойства бумаги 2
Технологические операции с бумагой

Дата

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Виды работы с бумагой. Складывание из треугольников
Обучение новым технологиям имеющихся знаний, умений и навыков
Разметка деталей с помощью линейки. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах
Разметка деталей с помощью угольника
Разметка округлых деталей по шаблонам. Вычерчивание окружности с помощью циркуля
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей разного диаметра
Деление круга на равные части разными способами
Развертка изделия
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям
Выполнение разметки с опорой на чертеж
Симметричное вырезание
Тиражирование соединение деталей
Картонажно-переплетные работы
Повторение познавательных сведений о работе с текстильными материалами. Виды ткани. Свойства
ткани
Виды работы с тканью. Технологические операции при работе с нитками и тканью
Обучение новому основе имеющихся знаний, умений и навыков
Как ткут ткани
Процесс ткачества
Скручивание ткани
Отделка изделий из ткани
Связывание ниток в пучок
Ручные швейные работы
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка
Ремонт одежды. Виды ремонта
Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами
Изготовление и пришивание вешалки
Повторение познавательных сведений о работе с древесиной. Материалы и инструменты
Свойства древесины. Заготовка древесины
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины
Повторение познавательных сведений о работе с проволокой

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

33
34

Технология ручной обработки тонколистового металла

2
Итого – 66 ч
Резерв – 2 ч
Всего – 68 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».