МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской
области
Комитет образования Администрации Камышинского муниципального
района Волгоградской области
МКОУ Костарёвская СШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим объединением
Педагогическим советом
Директор
________________________
________________________ ________________________
Боровков В.Л.
Коваленко Е.П.
Помазова М.В.
Протокол №1 от 26.08.2025г.
Протокол №1 от 28.08.2025 Приказ № 138 от 01.09.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составила: Штицберг У.П.
Костарево 2025
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Окружающий
социальный мир» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МКОУ Костаревской СШ.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для 8
класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Окружающий социальный мир» предметной области
«Окружающий мир».
При разработке рабочей программы были использованы программнометодические материалы федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт коррекционной педагогики».
Цель программы– формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
Формирование социально-бытовых навыков школьников:
культурное общение, знание прав и обязанностей, правила поведения в
общественных местах (поликлиника, почта, банк, магазин, транспорт),
навыки самообслуживания (покупки, приготовление пищи, уход за домом),
безопасное поведение, организация праздников, знакомство с родным краем
(Омск и Омская область).
Развитие межличностных и групповых отношений, памяти, речи,
мыслительной деятельности.
Коррекция зрительного восприятия, эмоционально-волевой
сферы.
Воспитание самостоятельности.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих
уроков с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая,
индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с
обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по предмету «Окружающий социальный мир»
предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ,
2
объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц,
рисунков, технических средств, экскурсии), практический (упражнения,
практические работы).
В 8 классе ведется безотметочное обучение. Система оценки
результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценивании достижений диагностики уровня усвоения знаний и
умений учитываются особенности психического, неврологического и
соматического
состояния
каждого
обучающегося.
Выявление
результативности
обучения
происходит
вариативно
с
учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных, речевых действий, графических работ. При выполнении всех
заданий и упражнений по предмету «Окружающий социальный мир»
ученикам
оказывается
помощь
педагогом:
разъяснение,
показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции. При
оценке
результативности
достижений
учитывается
степень
самостоятельности обучающегося.
II. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен
на формирование знаний и умений, направленных на социальную адаптацию
учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них
максимально возможного уровня самостоятельности. Содержание материала
является основой формирования представлений, умений и навыков по
предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
Программа
«Окружающий
социальный
мир»
представлена
следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Школа»,
«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт»,
«Традиции и обычаи», «Страна».
Обучающие задачи по разделам:
1. «Школа»: направлены на развитие навыков соблюдения правил
культурного общения в учебном заведении, а также на формирование
понимания прав и обязанностей ученика, а также осознания многообразия
потребностей и ограниченных возможностей.
2. «Квартира, дом, двор»: сосредоточены на формировании
представлений о правилах безопасного поведения в подъезде, а также о
правильном использовании почтового ящика, чердака и домофона.
3. «Город»: направлены на развитие навыков соблюдения правил
посещения поликлиники, почты, сбербанка и магазина. Учащиеся учатся
последовательности действий при записи на прием к врачу и отправке
письма, а также составлению списка продуктов и осуществлению покупки.
3
4. «Транспорт»: фокусируются на формировании представлений о
правилах безопасного поведения на железнодорожном вокзале, перроне и в
вагоне поезда. Учащиеся осваивают последовательность действий при
покупке билета и поездке на такси.
5. «Предметы быта»: направлены на развитие навыков различения и
называния кухонного инвентаря и его назначения, а также на изучение
правил безопасного использования кухонных принадлежностей и ухода за
предметами интерьера.
6. «Предметы и материалы, изготовленные человеком»:
сосредоточены на формировании умений различать и называть изделия из
керамики, а также на изучении свойств керамики, основных материалов и
инструментов, используемых в гончарном деле.
7. «Продукты питания»: направлены на развитие навыков различения
и называния рыбных продуктов, а также на изучение правил их покупки,
хранения и способов приготовления.
8. «Традиции и обычаи»: сосредоточены на формировании
представлений о празднике Дне Рождения, а также на подготовке и
проведении этого события.
9. «Страна»: направлены на формирование представлений о
достопримечательностях и знаменитых людях города Омска, а также о
природе Омской области.
Уроки проводятся не только в классе, но и в местах общего
пользования (поликлиника, магазин, парикмахерская, кинотеатр). Ребенок
выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам
поведения.
Воспитательный потенциал предмета «Окружающий социальный мир»
реализуется через:
- включение в урок игровых технологий, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение работы в парах, которая учит обучающихся командному
взаимодействию с одноклассниками.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на
уроках по предмету «Окружающий социальный мир» включается материал,
направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.
На уроках рассматриваются вопросы профориентационного характера,
ведется работа по формированию ценностного отношения к труду,
пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к
учебно-познавательной
деятельности,
основанной
на
посильной
4
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую.
При переходе на обучение с применением электронных и
дистанционных образовательных технологий в рабочую программу по
предмету «Окружающий социальный мир» вносится корректировка с учетом
технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в
интернет, электронная почта, мессенджер Сферум) для определения способов
офлайн и онлайн взаимодействия. Разрабатываются задания, вопросы,
упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.
Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал.
Для осуществления контроля уровня полученных знаний разрабатывается
контрольно-измерительный материал: задания в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных
образовательных порталов:
ЯКласс; Российская электронная школа;
ВК сообщество: Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;
ВК сообщество: Дефектология Проф;
ВК сообщество: Особые пособия Круогла Е.К..
В повседневной и текущей оценочной деятельности соотносятся
результаты, продемонстрированные учеником с критериями оценивания:
выполняет действие самостоятельно, выполняет действие по инструкции
(вербальной или невербальной), выполняет действие по образцу, выполняет
действие с частичной физической помощью, выполняет действие со
значительной физической помощью, действие не выполняет.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в образовательную
область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана для 8
класса. На предмет «Окружающий социальный мир» в 8 классе отведено 3
часа в неделю.
Количество часов в год составляет 102 часа, из которых 1 час очно и 2
часа для самостоятельного изучение и регламентируется расписанием,
годовым календарным графиком МКОУ Костаревская СШ на 2025 – 2026
учебный год.
IV. Примерные планируемые результаты освоения программы
Личностные и предметные планируемые результаты освоения
программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных
(примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и
специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
5
социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности:
- с помощью взрослого соблюдает правила поведения в урочной
деятельности;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и
сверстниками;
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение со
знакомыми взрослыми и детьми;
- понимает настроение близких взрослых и сверстников;
- выполняет правила поведения на основе усвоенных норм и правил
(реагирует на «нельзя», «можно», «хорошо», «плохо» и пр.);
формирование социально ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной
и социальной частей:
- произносит свое имя, имена своих товарищей; имена и отчества
педагогов и родителей;
- знает последовательность дней недели, времен года;
- определяет и называет (показывает) характерные признаки и
последовательность смены времен года;
- выделяет предметы по обобщающим признакам.
формирование уважительного отношения к окружающим:
- выполняет (или реагирует) инструкции близкого взрослого;
- вербально (невербально) приветствует учителя, взрослого;
- выполняет (или реагирует) инструкции учителя, взрослого;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире:
- выполняет простые инструкции взрослого при совместной
продуктивной деятельности (использует карточки);
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение,
задает простые вопросы (использует карточки)
- проявляет отзывчивость, доброжелательность;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
- выполняет простые действия при совместной продуктивной
деятельности (использует карточки);
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына
(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения:
- выполняет правила поведения в разных социальных ситуациях: с
учителем и учащимися в школе;
- вербально (невербально) выражает просьбу, отказ, неудовольствие,
задает вопрос (использует карточки);
- выполняет задания учителя в школе и дома (использует карточки);
- проявляет активность на уроках;
6
- соблюдает правила поведения на уроках и переменах;
- проявляет интерес к учению;
- адекватно реагирует на похвалу и замечания;
развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах:
- ведет себя в соответствии общепринятыми элементарными
социальными нормами и правилами;
- не проявляет агрессии при замечании взрослого или сверстника;
- реагирует на «хорошо/плохо», «можно/нельзя» при помощи взрослого
и самостоятельно (использует карточки);
формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств:
- с помощью взрослого участвует в различных видах творческой
деятельности;
- вербально (невербально)
выражает
свое
отношение к
художественному образу (красиво/некрасиво, понравилось/не понравилось);
- при посещении общественных мест ведет себя в соответствии
общепринятыми элементарными социальными нормами и правилами;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей:
- вербально (невербально) вступает в общение: спокойно
разговаривает, может вежливо попросить, предложить товарищу свою
помощь (учебные принадлежности, игрушки и т. д.);
- не проявляет агрессии при замечаниях взрослого или сверстника;
- вербально (невербально) проявляет элементарные чувства (радость,
печаль, гнев и пр.);
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций:
- проявляет интерес к общению (вербально/невербально);
- ведет себя в детском коллективе в соответствии общепринятыми
элементарными социальными нормами и правилами;
- вербально (невербально) выражает элементарные чувства: жалость,
радость, сострадание;
- не мешает товарищу и принимает участие в совместной игре;
- играет увлеченно, сосредоточенно;
- подражает речевой и поведенческой деятельности взрослого,
одноклассников;
- выражает свое отношение к происходящему мимикой, жестами,
речью;
7
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям:
- в повседневной жизни выполняет самостоятельно элементарные
правила личной гигиены (ходит самостоятельно в туалет, моет руки после
посещения туалета);
- следит за осанкой на уроке;
- выполняет инструкции, поручения взрослого, в том числе в
совместной деятельности;
- при помощи взрослого сравнивает свою работу с образцом;
- самостоятельно выполняет посильные трудовые поручения;
- бережно относится к учебным принадлежностям, к личным вещам,
понимает их назначение.
Возможные предметные результаты
Школа
различать и называть правила культурного общения в школе
различать и составлять безопасный маршрут от дома до школы
различать и называть права и обязанности ученика
различать и называть свои желания и возможности
Квартира, дом, двор
различать и называть правила безопасного поведения в подъезде
различать и называть правила использования почтовым ящиком,
чердаком, домофоном по назначению
Продукты питания
различать и называть рыбные продукты
различать и называть правила покупки и хранения рыбных продуктов
различать и называть способы приготовления рыбных продуктов
Предметы быта
различать и называть кухонный инвентарь и его назначение
различать и называть правила безопасного использования кухонного
инвентаря
различать и называть предметы интерьера, их назначение, правила
ухода за ними
Город
различать и называть правила посещения поликлиники, почты,
сбербанка, магазина
соблюдать последовательность действий при записи на прием к врачу
соблюдать последовательность действий при отправке письма на
почте
составлять список продуктов
совершать покупку
8
Предметы и материалы, изготовленные человеком
различать и называть предметы, изготовленные из керамики
различать и называть свойства керамики
различать и называть основные материалы и инструменты гончарного
дела
Традиции, обычаи
различать и называть атрибуты праздника День Рождение
различать и называть правила подготовки к празднику и его
проведение
Транспорт
различать и называть правила безопасного поведения на
железнодорожном вокзале, на перроне, в вагоне поезда
соблюдать последовательность действий при покупке билета
различать и называть правила поведения при поездке в такси
Страна
различать и называть достопримечательности города Омска
различать и называть животных и растений Омской области
различать и называть знаменитых омичей
Изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 8 классе
направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
взаимодействие со взрослыми
нахождение и обучение в среде сверстников
ориентация в учебной среде
учебная поза
коммуникативное взаимодействие со сверстниками
эмоциональное взаимодействие со сверстниками
сосредоточенность на объекте деятельности
выполнение инструкций
использование по назначению учебных материалов
выполнение действия по подражанию
выполнение действия по образцу
выполнение
задания
в
течение
определенного
периода времени
выполнение задания от начала до конца
выполнение задания с заданными качественными параметрами
самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия.
V. Содержание учебного предмета.
9
Школа.
Готовимся к школе. Я и мой класс. Мои учебные обязанности. Мои
потребности и желания. Маршрут от дома до школы. Обобщающий урок по
разделу «Школа».
Квартира, дом, двор.
Помещения городской квартиры и их назначение. Места общего пользования
в многоэтажном доме. Соблюдение правил безопасного поведения в
подъезде. «Что нельзя хранить в подъезде?». Почтовый ящик и правила
пользования им.
Чердак и его назначение. Домофон. Правила пользования домофоном,
ключом от домофона. Обобщающий урок по разделу «Квартира, дом, двор»,
Продукты питания
Рыбные продукты, готовые к употреблению. Правила покупки и хранения
рыбных продуктов, готовых к употреблению. Знакомство со способами
приготовления рыбных продуктов, готовых к употреблению. Рыбные
продукты, требующие обработки (приготовления). Правила покупки и
хранения рыбных продуктов, требующих обработки и приготовления.
Знакомство со способами приготовления рыбных продуктов, требующих
обработки и приготовления. Обобщающий урок по разделу «Продукты
питания».
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Предметы, изготовленные из керамики. Свойства керамики. Гончарная
мастерская. Обобщающий урок по разделу «Предметы и материалы,
изготовленные человеком».
Традиции, обычаи.
Подготовка ко Дню Рождения. Что такое торт и свечи. Какие бывают
подарки. Веселые игры на День Рождения. Обобщающий урок по разделу
«Традиции, обычаи».
Транспорт.
Поездка в пригородном электропоезде. Покупка билета в кассе
железнодорожного вокзала. Вокзал, перрон, вагон: правила, которые
спасают. Вызов такси по телефону. Поездка в такси. Обобщающий урок по
разделу «Транспорт».
Предметы быта.
Кухонный инвентарь и его назначение. Соблюдение техники безопасности
при работе с кухонным инвентарем. Предметы интерьера. Назначение
предметов интерьера. Уход за предметами интерьера. Обобщающий урок по
разделам «Предметы быта».
Город.
На прием к врачу. Правила поведения на приеме у врача. Я отправляю
письмо. Правила поведения на почте. «Копилка». «Волшебный кошелек».
Сбербанк. Правила поведения в сбербанке. «Мои потребности».
10
Продуктовый магазин. Правила поведения в магазине и в очереди.
Обобщающий урок по разделу «Город».
Страна
Архитектурный облик города Омска. Природа вокруг Омска. Люди города
Омска. Обобщающий урок по разделу «Страна».
№
п/п
1
2
3
4
5
6.
7.
8.
9.
Тематический план
Наименование разделов
Школа
Квартира, дом, двор
Транспорт
Продукты питания
Предметы быта
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Город
Традиции и обычаи
Страна
Итого
Всего часов
10
14
6
14
10
8
23
6
11
102
11
VI. Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
8 класс
1 четверть (8 часов очно)
3 часа в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
Кол-во Кол-во
Дата
п\п
часов
часов
планир
фактич
очно
самост
оятель
но
Школа
1
Готовимся к школе.
Отрабатывать
Работа с предметными и
1
2
05.09
умение собираться в сюжетными картинками,
школу.
пиктограммами, работа с
индивидуальными карточками.
Работа с карточками напечатанных
слов
Дидактические упражнения:
«Выбери предметы, которые нужны
в школе», Лабиринт «Проводи до
школы»,
«Расскажи о своей школе по
пиктограммам»,
Работа с мнемотаблицей «Я сегодня
иду в школу – что я должен
сделать?»
2
Я и мой класс.
Совершенствовать
Работа с предметными и
1
2
12.09
умения общаться с
сюжетными картинками,
одноклассниками и
пиктограммами, индивидуальными
педагогами,
карточками.
работниками школы. Работа с карточками напечатанных
слов. Дидактические упражнения:
«Одноклассники – все мы разные»
(тренинг), «Комплименты»,
3
Мои учебные
обязанности.
Познакомить с
правами и
обязанностями
ученика.
4
Мои потребности и
желания.
Познакомить детей с
многообразием
потребностей и
ограниченными
возможностями.
5
Маршрут от дома до
школы.
Отрабатывать
умение составлять
безопасный маршрут
«Портрет нашего класса», «Правила
в моем классе», «Закончи
предложение «Со мной можно
дружить, потому что…».
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
работа с индивидуальными
карточками.
Работа с карточками напечатанных
слов
Дидактические упражнения:
«Каждый ребенок имеет право»,
«Обязанности ученика»,
«Осколочные картинки»,
Практическая работа: игровые
проблемные ситуации.
Работа с пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов, работа с индивидуальными
карточками.
Работа с модулем - пирамидой
«Потребности человека» «Физиологические»,
«Образование», «Семья и
общение», «Безопасность и
сохранение здоровья»,
Практическая работа: игровые
проблемные ситуации
Работа с пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов, работа с индивидуальными
1
2
19.09
1
2
26.09
1
2
03.10
13
от дома до школы.
6
Помещения городской
квартиры и их
назначение.
Расширить
представления о
помещениях и
назначении комнат в
городской квартире.
7
Места общего
пользования в
многоэтажном доме.
Расширить
представления о
местах общего
пользования в
многоэтажном доме:
подъезд, лестничная
площадка.
8
Обобщающий урок по
разделу «Квартира,
Проверить уровень
знаний по
карточками.
Дидактические игры: «Кто уступит
место в автобусе?» «Как ты
поступишь?», Дидактические
упражнения: «Лабиринт «Дойди до
школы», «Правила поведения на
остановке», «Дорожные знаки».
Работа со схемой маршрута
«Расскажи и покажи, как ты идешь
до школы».
Квартира, дом, двор
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами индивидуальными
карточками, карточками
напечатанных слов
Практическое занятие - работа с
модулями, схемами, кукольными
домиками. Дидактические
упражнения: «Какие комнаты
бывают?», «План квартиры».
Работа с демонстрационным
материалом, предметными и
сюжетными картинками, игровые
упражнения, работа с
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения:
«Обведи по точкам»,
«Напечатанные слова», «Правила
поведения».
Работа с предметными и
сюжетными иллюстрациями,
1
2
10.10
1
2
17.10
1
2
24.10
14
дом, двор».
изученным темам.
пиктограммами
Различение и называние мест
общего пользования в доме, их
назначения, правил поведения
Всего:
24
Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
8 класс
2 четверть (8 часов очно)
3 часа в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
Кол-во Кол-во
Дата
п\п
часов
часов
планир
фактич
очно
самост
оятель
но
Продукты питания
1
«Продукты питания».
Проверить уровень
Работа с предметными и
1
2
07.11
2
знаний по
сюжетными иллюстрациями,
14.11
изученным темам.
пиктограммами. Различение и
называние рыбных продуктов.
Группировка рыбных продуктов
Различение и называние правил
покупки и хранения рыбных
продуктов
Различение и называние способов
приготовления рыбных продуктов
Предметы быта
3 Кухонный инвентарь и Учить узнавать
Работа с предметными и
1
2
21.11
его назначение.
(различать)
сюжетными картинками,
Соблюдение техники
кухонный инвентарь пиктограммами,
безопасности при
- сито, противень,
Работа с карточками напечатанных
работе с кухонным
венчик для
слов, работа с индивидуальными
инвентарем.
взбивания);
карточками. Дидактические
15
формировать
представление о
назначении
кухонного
инвентаря.
упражнения: «Зашумленные
картинки», «Подбери пару к
кухонному инвентарю»,
«Посчитай кухонные предметы и
обведи нужную цифру».
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов, работа с индивидуальными
карточками.
Дидактические упражнения:
«Составление памятки - алгоритма
по ТБ», «Опасно, неопасно», «Что
изменилось на рисунке?»
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дидактические упражнения:
«Осколочные картинки», «Обведи
по точкам»,
«Покажи лишний предмет»
Работа с предметными и
сюжетными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
4
Соблюдение техники
безопасности при
работе с кухонным
инвентарем.
Учить соблюдать
технику
безопасности при
работе с кухонным
инвентарем.
5
Предметы интерьера.
Расширить
представления о
предметах
интерьера:
фоторамки, картины,
зеркало,
декоративные цветы.
6
Назначение предметов
интерьера.
Расширить
представления о
назначении
предметов
интерьера.
1
2
28.11
1
2
05.12
1
2
12.12
16
7
Уход за предметами
интерьера.
Учить соблюдать
правила ухода за
предметами
интерьера.
8
Обобщающий урок по
разделу «Предметы
быта».
Проверить уровень
знаний по
изученным темам.
Всего:
работа с индивидуальными
карточками.
Дидактические упражнения:
«Расставь предметы интерьера по
назначению в комнаты»
Игра – конструктор «Я дизайнер.
Комната моей мечты»
Практическая работа «Интерьер для
кукольного домика»
Работа с предметными картинками,
пиктограммами,
Работа с карточками напечатанных
слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дидактические упражнения:
«Выбери предметы для ухода за
предметами интерьера»
Практическая работа – моем
зеркало.
Работа с предметными и
сюжетными иллюстрациями,
пиктограммами
Различение и называние кухонного
инвентаря и его назначения
Различение и называние правил
безопасного использования
кухонного инвентаря
Различение и называние предметов
интерьера, их назначения, правил
ухода за ними
1
2
19.12
1
2
26.12
24
17
Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
8 класс
3 четверть (11 часов очно)
3 часа в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
Кол-во Кол-во
п\п
часов
часов
очно
самост
оятель
но
Город
1 На прием к врачу.
Формировать умение
Работа с предметными картинками,
1
2
записываться на прием к
пиктограммами, карточками
врачу, брать талон в
напечатанных слов, работа с
поликлинике.
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения:
«Разложи по порядку», «Кому что
нужно для работы»,
Экскурсия в поликлинику.
2 Правила поведения на Учить соблюдать правила
Работа с предметными картинками,
1
2
приеме у врача.
поведения на приеме у врача
пиктограммами, карточками
при посещении поликлиники. напечатанных слов, работа с
индивидуальными карточками.
Сюжетно – ролевая игра «На
приеме у врача»
3 Я отправляю письмо.
Учить отправлять письмо на
Работа с предметными картинками,
1
2
почте (почта, почтальон,
пиктограммами, карточками
конверт , почтовый ящик).
напечатанных слов, работа с
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения:
«Разложи по порядку», «Попиши
открытку» «Заполни правильно
Дата
планир
фактич
16.01
23.01
30.01
18
4
Правила поведения на
почте.
Учить соблюдать правила
поведения на почте при
отправлении письма.
5
«Копилка».
Формировать представление о
накоплении денежных
средств.
6
«Волшебный
кошелек».
Формировать представление о
том, что можно и нельзя
купить.
конверт», «Найди одинаковые
марки», «Подбери почтовый ящик
для конверта»
Практическая работа - написание
письма (открытки), заполнение
конверта.
Работа с предметными картинками,
пиктограммами, карточками
напечатанных слов, работа с
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения:
«Разложи правильно: посылки,
письма, журналы, газеты», «Я
почтальон: доставьте письмо по
адресу». Алгоритм «Правила
поведения на почте», «Я отправляю
письмо». Практическая работа
«Экскурсия на почту».
Работа с предметными картинками,
пиктограммами, карточками
напечатанных слов, работа с
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения:
«Монеты», «Соотнесение числа и
монеты», «Разменяй монетку»,
Закончи предложение «Я хочу
накопить на ..»
Работа с предметными картинками,
пиктограммами, карточками
напечатанных слов,
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения: «Что
1
2
06.02
1
2
13.02
1
2
20.02
19
7
«Мои потребности».
8
Продуктовый магазин.
9
Предметы,
изготовленные из
керамики.
можно купить за деньги»,
«Супермаркет», «Для чего нужны
нам деньги?», «Наши потребности»
Игровая ситуация «Желанная
покупка»
Учить сопоставлять свои
Работа с предметными картинками,
желания со своими
пиктограммами, карточками
возможностями.
напечатанных слов, работа с
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения:
«Товар, услуга, деньги», «Как
потратить деньги с пользой»»,
«Мой бюджет», «Я иду в магазин»
Учить составлять список
Работа с предметными картинками,
продуктов, совершать
пиктограммами, карточками
покупку.
напечатанных слов, работа с
индивидуальными карточками.
Дидактические упражнения:
«Отделы магазина», «Разложи по
порядку», «Продуктовая корзина»,
«Мой бюджет».
Алгоритм «Составляем список»
«Выбор свежих продуктов».
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Учить узнавать и различать
Работа с предметными и
предметы, изготовленные из
сюжетными картинками,
керамики.
пиктограммами, с карточками
напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками. Упражнения: «Покажи
и назови», «Что лишнее», «Соедини
по точкам»
1
2
1
2
1
2
27.02
06.03
13.03
20
10
Свойства керамики.
Познакомить со свойствами
керамических предметов.
11
Гончарная мастерская.
Познакомить с основными
материалами и инструментами
гончарного дела, профессией
гончара.
Всего:
Проведение элементарных опытов
для определения свойств керамики
(водонепроницаемая, непрозрачная,
звучит, распадается на куски от
удара, шершавая или гладкая на
ощупь, легко покрывается краской,
глазурью, тяжёлая)
Работа с предметными картинками,
пиктограммами, индивидуальными
карточками
Просмотр видеосюжета о работе в
гончарной мастерской
Различение и называние профессии
гончара. Различение и называние
основных материалов и
инструментов гончарного дела
Работа по карточке
Практическая работа с глиной
20.03
1
2
27.03
33
Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
8 класс
4 четверть (6 часов очно)
3 часа в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
Кол-во
Кол-во
п\п
часов
часо
очно
самостоя
тельно
Традиции, обычаи
1 Подготовка ко Дню
Познакомить с традициями
Просмотр короткого
1
2
Рождения.
подготовки к празднованию
мультфильма или иллюстраций
Дата
планир
фактич
10.04
21
Дня Рождения.
2
Что такое торт и свечи.
Познакомить с символикой
праздника и практическими
действиями.
3
Какие бывают
подарки.
Учить правильно дарить и
принимать подарки.
о Дне Рождения.
Обсуждение праздничных
атрибутов: торта, свечей,
подарков, украшений.
Работа со схемой
«Приглашение на день
рождение»
Рисование открыток (используя
цветные карандаши,
фломастеры).
Практическое занятие —
развешивание гирлянд и
шариков.
Рассказ педагога о значении
свеч на торте («возраст»,
желание).
Лепка небольших кусочков
тортика, формирование свечей
из пластилина.
Песенка-загадка о дне
рождения (например, «У кого
сегодня праздник?»).
Раскрашивание картинок с
изображением
сладостей. Работа с алгоритмом
«Праздничное меню»
Слушание и обсуждение
стихотворения Э. Мошковской
«Какие бывают подарки»
Беседа о подарках: что дети
хотели бы получить в подарок?
Лепка простых фигурок из
1
2
17.04
1
2
24.04
22
6
4
Обобщающий урок по
разделу «Традиции,
обычаи».
Проверить уровень знаний по
изученным темам.
5
«Транспорт».
Поездка в
пригородном
электропоезде.
Учить соблюдать правила
поведения во время поездки в
пригородном поезде.
«Страна».
Проверить уровень знаний по
изученным темам.
глины или теста (машинки,
куклы, мячики).
Игра-пантомима «Что подарить
другу».
Игровое упражнение «Как
правильно принять подарок»
Коллективное создание альбома
пожеланий друг другу.
Нахождение атрибутов
праздника День Рождение
Беседа по сюжетным картинкам
Сюжетно – ролевая игра «Мой
день рождение»
Транспорт
Работа с предметными
картинками, пиктограммами,
карточками напечатанных слов
работа с индивидуальными
карточками.
Дидактические упражнения:
«Третий лишний» «Профессии
работников электропоезда»,
«Выбери предметы, которые ты
возьмешь с собой для поездки»,
«Правила поведения в поезде»,
«В каком вагоне поедем?»
Работа со схемой «Поездка в
пригородном электропоезде»
Страна
Работа с предметными и
сюжетными иллюстрациями,
пиктограммами
1
2
08.05
1
2
15.05
2
4
22.05
23
Различение и называние
достопримечательностей города
Омска
Различение и называние
животных и растений Омской
области
Различение и называние
знаменитых омичей
Всего:
21
24
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса.
Освоение учебного предмета «Окружающий социальный мир»
предполагает использование демонстрационных и печатных пособий,
технических средств обучения для создания материально – технической
поддержки процесса обучения, развития и воспитания школьников с
нарушениями интеллекта (вариант2).
Программно-методическое обеспечение:
Маленький житель Омского Прииртышья: рабочая тетрадь для
совместной деятельности детей 5-7 лет и взрослых / Л. В. Борцова и др.;
Бюджетное образовательное учреждение доп. проф. образования "Ин-т
развития образования Омской обл.". — Омск: БОУДПО "ИРООО", 2014. —
63, [1] с. ил.
Прогулки по Омску - [сайт] - URL: https://clck.ru/YzDAZ (открытый доступ). – Текст: электронный.
Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5–9
классы. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —87 с.: ил. —
Коррекционная педагогика).
Социально-бытовая ориентировка. 7 класс. Учебное пособие для
специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС,2013. -119с.: ил.- (Коррекционная педагогика)
Мовкебаева З. А. и др. Мир вокруг: Рабочая тетрадь для
специальных школ (классов) для детей с нарушением интеллекта /З. А.
Мовкебаева, Д. С. Хамитова. – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2019. – 56 с.
Демонстрационные и печатные пособия:
•
наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с
тематикой по окружающему социальному миру;
•
демонстрационные карточки «Школа»;
•
демонстрационные карточки «Профессии людей»;
•
демонстрационные карточки «Рыбные продукты»;
•
демонстрационные карточки «Квартира и ее части»;
•
демонстрационные карточки «Места общего пользования в
доме»;
•
демонстрационные карточки «Кухонный инвентарь»;
•
демонстрационные карточки «Электробытовые приборы»;
•
демонстрационные карточки «Предметы из керамики»;
•
демонстрационные карточки «Транспорт»;
•
демонстрационные карточки «Наше государство»;
•
демонстрационные карточки «Город»;
•
демонстрационные карточки «Атрибуты праздников».
25
Материально-техническое обеспечение:
•
персональный ноутбук;
•
мультимедийные
(цифровые)
образовательные
соответствующие содержанию программы.
ресурсы,
Используемая литература:
1.
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011. – 475 с.
2.
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. –
181 с.
3.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов
для детей / Евгения Блискавка. – М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.
4.
Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными
нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный
книжный центр, 2016. – 208 с.
5.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно – ролевые и
дидактические игры/ авт – сост. Л.Г. Киреева – Волгоград: Учитель, 2008 –
169с.
6.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с
тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208с
26