АРП«Домоводство» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Домоводство»
для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2) составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МКОУ Костаревской СШ.
Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 8 класса
разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Домоводство» предметной области «Окружающий мир».
При разработке рабочей программы были использованы программнометодические материалы федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт коррекционной педагогики».
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
- формирование умений и навыков поддерживать порядок и чистоту в
школе и на прилегающей территории, безопасно использовать кухонный
инвентарь, готовить простые блюда (от сервировки стола до варки овощей и
приготовления салатов), ухаживать за одеждой (стирка, чистка, глажка),
совершать покупки и взаимодействовать с продавцами;
- развитие логического мышления, памяти, аккуратности,
самостоятельности;
- коррекция переключаемости и распределения внимания, зрительного
восприятия;
- воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих
уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная,
индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с
обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. Для обучения
характерны значительно сниженный темп обучения, структурная простота
содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность
ученика в процессе обучения, многократная повторяемость материала при
небольшом увеличении объема и усложнении его.
При проведении уроков по предмету «Домоводство» предполагается
использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение,

беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков,
технических средств), практический (упражнения, практические работы).
В 8 классе ведется безотметочное обучение. Система оценки
результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценивании достижений диагностики уровня усвоения знаний и
умений учитываются особенности психического, неврологического и
соматического
состояния
каждого
обучающегося.
Выявление
результативности
обучения
происходит
вариативно
с
учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных, речевых действий, графических работ. При выполнении всех
заданий и упражнений по предмету «Домоводство» ученикам оказывается
помощь педагогом: разъяснение, показ, дополнительные словесные,
графические и жестовые инструкции. При оценке результативности
достижений учитывается степень самостоятельности обучающегося.
В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных
тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оценивается его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
В ходе реализации рабочей программы ведется мониторинг
предметных результатов обучения по предмету «Домоводство» проводится в
3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – декабрь (текущая диагностика)
3 этап - май (промежуточная диагностика)
Цель мониторинга - оценка уровня сформированности представлений,
действий/операций и определение достижения планируемых результатов по
предмету «Домоводство».
Результат оценивается по следующим критериям:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно,
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или
невербальной),
3 балла - выполняет действие по образцу,
2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,
1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,
0 баллов - действие не выполняет.
Полученные данные заносятся в «Карту развития», отражающую
динамику достижений предметных результатов.
II. Общая характеристика учебного предмета
Уроки по домоводству направлены на практическую подготовку детей
к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений,

способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего
развития учащихся.
Программа по предмету «Домоводство» включает следующие разделы:
«Уборка помещений и территории», «Уход за вещами», «Обращение с
кухонным инвентарем», «Приготовление пищи», «Покупки».
При изучении раздела «Уборка помещений и территории» учащиеся
совершенствуют навыки уборки как на пришкольной территории, так и
внутри помещений. Они отрабатывают умение пользоваться пылесосом,
протирать мебель, а также соблюдать правильную последовательность
действий при мытье стекол, зеркал и пола.
Раздел «Уход за вещами» направлен на развитие навыков
последовательного выполнения действий при ручной и машинной стирке,
чистке одежды и мытье обуви. Учащиеся также совершенствуют навыки
глажки и аккуратного складывания постельного белья, рубашек, брюк,
платьев и кофт.
Изучение раздела «Обращение с кухонным инвентарем» направлено на
развитие навыков безопасного использования посуды, столовых приборов и
электробытовых устройств. В 8 классе учащиеся отработают умение
правильно сервировать стол к обеду, а также научатся мыть и сушить посуду
и электробытовые приборы. Кроме того, они освоят умение различать места
хранения этих предметов.
Раздел «Приготовление пищи» направлен на развитие навыков мытья и
чистки овощей и фруктов, а также нарезки сырых и вареных овощей.
Учащиеся знакомятся с последовательностью действий при варке овощей и
яиц. Они учатся поддерживать чистоту на рабочем месте во время
приготовления пищи, составлять меню на неделю, различать виды
бутербродов и готовить их, заваривать чай, а также различать и называть
полуфабрикаты и правила их хранения. Кроме того, они осваивают умения
различать блюда из мясных продуктов.
Раздел «Покупки» способствует развитию умений выбирать
необходимые товары, обращаться за помощью к сотрудникам магазина,
соблюдать последовательность действий при покупке товара.
Беседа на уроках по домоводству является одним из основных методов
обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами:
зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от
задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна
сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть
различной, но она не должна являться единственным методом обучения,
используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же применяются следующие
специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами
игры –используется на этапе закрепления пройденного материала и для
формирования навыков общения; экскурсии; широко используются
наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, особенно,
если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.

Используется возможность замедленного показа или остановки кадра для
более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со
сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество
информации, выбирается фрагмент, который наиболее соответствует
достижению поставленной цели, и сосредотачивается внимание на нём.
Ключевую роль в развитии социально-бытовых навыков играет опора
на прошлый опыт. Умение применять уже освоенные навыки в новых
обстоятельствах имеет первостепенное значение. Для прочного усвоения
знаний и умений необходимо регулярное повторение, при этом используются
материалы из других разделов, которые логически связаны с текущей темой,
что позволяет увидеть взаимосвязь и укрепить понимание.
Воспитательный потенциал предмета «Домоводство» реализуется
через:
- включение в урок игровых технологий, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение работы в парах, которая учит обучающихся командному
взаимодействию с одноклассниками.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на
уроках по предмету «Домоводство» включается материал, направленный на
знакомство учащихся с многообразием мира профессий.
На уроках рассматриваются вопросы профориентационного характера,
ведется работа по формированию ценностного отношения к труду,
пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к
учебно-познавательной
деятельности,
основанной
на
посильной
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую.
При переходе на обучение с применением электронных и
дистанционных образовательных технологий в рабочую программу по
предмету «Домоводство» вносится корректировка с учетом технических
средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет,
электронная почта, мессенджер – Telegram, Сферум) для определения
способов офлайн и онлайн взаимодействия. Разрабатываются задания,
вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного
материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический
материал.
Для осуществления контроля уровня полученных знаний
разрабатывается
контрольно-измерительный
материал:
задания
в
дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных
образовательных порталов:
образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
ЯКласс; Российская электронная школа;
ВК сообщество: Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;
ВК сообщество: Дефектология Проф;

ВК сообщество: Особые пособия Круогла Е.К.;
ВК сообщество: Brainy Kid • развитие детей • пособия.
Весь учебный материал по предмету «Домоводство» размещается на
сайте учителя.
В повседневной и текущей оценочной деятельности соотносятся
результаты, продемонстрированные учеником с критериями оценивания:
выполняет действие самостоятельно, выполняет действие по инструкции
(вербальной или невербальной), выполняет действие по образцу, выполняет
действие с частичной физической помощью, выполняет действие со
значительной физической помощью, действие не выполняет.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Домоводство» входит в образовательную область
«Окружающий мир» обязательной части учебного плана для 8 класса. В
учебном плане МКОУ Костаревская СШ на 2025 – 2026 учебный год на
предмет «Домоводство» в 8 классе отведено 5 часов в неделю, 1 час очно и 4
часа для самостоятельного освоения.
Количество часов в год составляет 170 часа и регламентируется
расписанием, годовым календарным графиком МКОУ Костаревская СШ на
2025 – 2026 учебный год.
IV. Примерные планируемые результаты освоения программы
Личностные и предметные планируемые результаты освоения
программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных
(примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и
специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:

социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности:
- с помощью взрослого соблюдает правила поведения в урочной
деятельности;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и
сверстниками;
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение со
знакомыми взрослыми и детьми;
- понимает настроение близких взрослых и сверстников;
- выполняет правила поведения на основе усвоенных норм и правил
(реагирует на «нельзя», «можно», «хорошо», «плохо» и пр.);

формирование социально ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной
и социальной частей:
- произносит свое имя, имена своих товарищей; имена и отчества
педагогов и родителей;

- знает последовательность дней недели, времен года;
- определяет и называет (показывает) характерные признаки и
последовательность смены времен года;
- выделяет предметы по обобщающим признакам.

формирование уважительного отношения к окружающим:
- выполняет (или реагирует) инструкции близкого взрослого;
- вербально (невербально) приветствует учителя, взрослого;
- выполняет (или реагирует) инструкции учителя, взрослого;

овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире:
- выполняет простые инструкции взрослого при совместной
продуктивной деятельности (использует карточки);
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение,
задает простые вопросы (использует карточки)
- проявляет отзывчивость, доброжелательность;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
- выполняет простые действия при совместной продуктивной
деятельности (использует карточки);

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына
(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения:
- выполняет правила поведения в разных социальных ситуациях: с
учителем и учащимися в школе;
- вербально (невербально) выражает просьбу, отказ, неудовольствие,
задает вопрос (использует карточки);
- выполняет задания учителя в школе и дома (использует карточки);
- проявляет активность на уроках;
- соблюдает правила поведения на уроках и переменах;
- проявляет интерес к учению;
- адекватно реагирует на похвалу и замечания;

развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах:
- ведет себя в соответствии общепринятыми элементарными
социальными нормами и правилами;
- не проявляет агрессии при замечании взрослого или сверстника;
- реагирует на «хорошо/плохо», «можно/нельзя» при помощи взрослого
и самостоятельно (использует карточки);

формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств:
- с помощью взрослого участвует в различных видах творческой
деятельности;

- вербально (невербально)
выражает
свое отношение к
художественному образу (красиво/некрасиво, понравилось/не понравилось);
- при посещении общественных мест ведет себя в соответствии
общепринятыми элементарными социальными нормами и правилами;

развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей:
- вербально (невербально) вступает в общение: спокойно
разговаривает, может вежливо попросить, предложить товарищу свою
помощь (учебные принадлежности, игрушки и т. д.);
- не проявляет агрессии при замечаниях взрослого или сверстника;
- вербально (невербально) проявляет элементарные чувства (радость,
печаль, гнев и пр.);

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций:
- проявляет интерес к общению (вербально/невербально);
- ведет себя в детском коллективе в соответствии общепринятыми
элементарными социальными нормами и правилами;
- вербально (невербально) выражает элементарные чувства: жалость,
радость, сострадание;
- не мешает товарищу и принимает участие в совместной игре;
- играет увлеченно, сосредоточенно;
- подражает речевой и поведенческой деятельности взрослого,
одноклассников;
- выражает свое отношение к происходящему мимикой, жестами,
речью;

формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям:
- в повседневной жизни выполняет самостоятельно элементарные
правила личной гигиены (ходит самостоятельно в туалет, моет руки после
посещения туалета);
- следит за осанкой на уроке;
- выполняет инструкции, поручения взрослого, в том числе в
совместной деятельности;
- при помощи взрослого сравнивает свою работу с образцом;
- самостоятельно выполняет посильные трудовые поручения;
- бережно относится к учебным принадлежностям, к личным вещам,
понимает их назначение.
Возможные предметные результаты
Уборка помещений и территории
 подметать школьную территорию




































вытирать поверхность мебели
подметать в помещении
чистить мебель и поверхности пылесосом
мыть стекла и зеркала
мыть пол
Уход за вещами
соблюдать последовательность действий при ручной стирке
соблюдать последовательность действий при машинной стирке
гладить и складывать постельное белье
гладить и складывать одежду: рубашки, брюки, платья, кофты
чистить одежду
ухаживать за обувью
Обращение с кухонным инвентарем
различать посуду по назначению
раскладывать столовые приборы и посуду при сервировке стола
мыть, ополаскивать и сушить посуду;
безопасно пользоваться столовыми приборами
различать электробытовые приборы по назначению
безопасно пользоваться электробытовыми приборами
мыть электробытовые приборы
хранить электробытовые приборы
Приготовление пищи
мыть и чистить овощи и фрукты
нарезать сырые и вареные овощи
соблюдать последовательность действий при варке овощей и яиц
поддерживать чистоту на рабочем месте во время приготовления пищи
составлять меню на неделю
различать виды бутербродов
готовить бутерброды
заваривать чай
различать и называть полуфабрикаты и правила их хранения
различать блюда из мясных продуктов
Покупки
планировать необходимые покупки;
выбирать места совершения покупок;
ориентироваться в расположении отделов магазина, кассы;
находить нужный товар в магазине;
оплачивать и складывать покупки в сумку.

Изучение предмета «Домоводство» в 8 классе направлено на формирование
следующих базовых учебных действий:














взаимодействие со взрослыми
нахождение и обучение в среде сверстников
ориентация в учебной среде
учебная поза
коммуникативное взаимодействие со сверстниками
эмоциональное взаимодействие со сверстниками
сосредоточенность на объекте деятельности
выполнение инструкций
использование по назначению учебных материалов
выполнение действия по подражанию
выполнение действия по образцу
выполнение
задания
в
течение
определенного периода
времени
 выполнение задания от начала до конца
 выполнение задания с заданными качественными параметрами
 самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
V. Содержание учебного предмета.
Уборка помещений и территории
Подметание школьной территории.
Уход за уборочным инвентарем. Вытирание поверхности мебели,
раскладывание предметов интерьера по местам. Сметание мусора на полу и
заметание на совок. Основные части пылесоса. Подготовка пылесоса к
работе. Чистка мебели и поверхности пылесосом. Отсоединение съемных
деталей пылесоса. Техника безопасности при работе с пылесосом. Мытье
окон и рам. Мытье стекла и зеркал. Мытье пола. Обобщающий урок по
разделу «Уборка помещений и территории».
Уход за вещами
Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Сортировка
белья для ручной стирки. Замачивание белья. Застирывание белья. Ручная
стирка белья. Полоскание и отжим белья. Вывешивание белья на просушку.
Части стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и
вынимание белья из машины- автомата. Запуск стиральной машины и
продолжительность стирки. Вынимание и развешивание белья. Составные
части утюга. Последовательность действий при глажении белья. Глажение
постельного белья. Складывание постельного белья. Глажение одежды:
рубашки, брюк, платья, кофты. Складывание одежды: рубашки, брюк,
платья, кофты. Чистка одежды. Уход за обувью. Просушивание обуви.
Обобщающий урок по разделу «Уход за вещами».
Обращение с кухонным инвентарем

Обращение с чайной и столовой посудой. Различение посуды для
приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Выбор
столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при
сервировке стола. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание и мытье
посуды губкой. Ополаскивание и сушка посуды. Техника безопасности при
пользовании столовыми приборами. Различение электробытовых приборов
по назначению. Использование электробытовых приборов. Мытье
электробытовых приборов. Правила безопасности при использовании
электробытовых
приборов.
Хранение
электробытовых
приборов.
Обобщающий урок по разделу «Обращение с кухонным инвентарем».
Приготовление пищи
Что такое меню? Меню на неделю. Мытье и чистка овощей и фруктов.
Последовательность действий при варке овощей. Последовательность
действий при варке яиц. Поддержание чистоты рабочего места в процессе
приготовления пищи. Бутерброды открытые и закрытые. Приготовление
открытых
бутербродов.
Приготовление
закрытых
бутербродов.
Приготовление салата из сырых овощей. Приготовление салата из варенных
овощей. Заваривание чая. Полуфабрикаты. Правила их хранения. Блюда из
мясных продуктов. Обобщающий урок по разделу «Приготовление пищи».
Покупки
Товары первой необходимости. Определение места покупки.
Расположение отделов и касс в магазине. Поиск необходимого товара в
магазине. Оплата и складывание покупок в сумку. Обобщающий урок по
разделу «Покупки».
Тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6.

Наименование

разделов

Уборка помещений и территории
Уход за вещами
Обращение с кухонным инвентарем
Приготовление пищи
Покупки
Итого:

Всего
часов
23
56
37
35
13
170

№
п/п

Тема урока

1

Подметание
школьной
территории.

2

Уход за
уборочным
инвентарем.

3

Вытирание
поверхности

VI. Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
8 класс
1 четверть (8 часов очно)
(5 час в неделю)
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Кол-во
Кол-во
урока
часов
часов
очно
самостоя
тельно
Уборка помещений и территории
1
4
Закрепить
умения Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями:
выбор
инвентаря
для
убирать
на
уборки территории, ответы на вопросы,
пришкольной
составление алгоритма действий,
территории
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Убери школьный
двор», работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить ухаживать за Работа с предметными и сюжетными
1
4
уборочным
иллюстрациями: выбор предметов для
инвентарем.
уборки территории, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Убери в столовой»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Отрабатывать умения Работа с предметными и сюжетными
1
4
вытирать поверхность иллюстрациями: выбор предметов мебели и

Дата
планируем фактическ
ая
ая
03.09

10.09

17.09

мебели,
мебели, раскладывать
раскладывание
предметы интерьера
предметов
по местам.
интерьера
по
местам.

4

Сметание мусора
на
полу
и
заметание
на
совок.

5

Техника
безопасности при
работе
с
пылесосом.
Основные части
пылесоса.
Подготовка
пылесоса
к
работе.

6

Чистка мебели и
поверхности
пылесосом

интерьера для уборки, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма. Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
Отрабатывать
умения
сметать иллюстрациями: выбор предметов для
мусор на полу и уборки помещения, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
заметать на совок.
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Убери-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Закрепить
правила Работа с предметными и сюжетными
работы пылесосом.
иллюстрациями: пылесос, части пылесоса,
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Пылесос»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Закрепить
умения Работа с предметными и сюжетными
чистить мебель и иллюстрациями: выбор мебели и
поверхность
поверхности для чистки пылесосом, ответы

1

5

24.09

1

5

01.10

1

5

08.10

пылесосом.

7

Мытье пола.

8

Уход за вещами.

Всего:

на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Почисти»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить
соблюдать Работа с предметными и сюжетными
последовательность
иллюстрациями: выбор инвентаря для
действий при мытье мытья пола, ответы на вопросы, составление
пола.
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Вымой-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Уход за вещами
Отрабатывать умения
сортировать, замачивать,
полоскать и выжимать
белье.

Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: уход за вещами, ответы
на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Найди предмет»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

1

5

15.10

1

5

22.10

40

№
п/п
1

2

3

Тема урока

Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
8 класс
2 четверть (8 часов очно)
(5 час в неделю)
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Кол- во
урока
часов

Уход за вещами – 39ч.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: сортировка белья, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Раздели»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Закладывание и Закрепить
умения Работа с предметными и сюжетными
вынимание
закладывать
и иллюстрациями: закладывание и вынимание
белья
из вынимать белье из белья из машины-автомата, ответы на
машинымашины- автомата.
вопросы, составление алгоритма действий,
автомата.
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Стирка белья»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Запуск
Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными
стиральной
умения
иллюстрациями: установка программы,
машины
и устанавливать
температурного режима, ответы на вопросы,
Сортировка
белья перед
стиркой.

Отрабатывать
умения сортировать
белье перед стиркой.

Дата
планируемая фактическ
ая

1

4

05.11

1

4

12.11

1

4

19.11

продолжительно
сть стирки.

4

5

6

программу,
температурный
режим.

составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Постирай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Последовательно Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными
сть действий при умения
соблюдать иллюстрациями: гладильная доска, утюг,
глажении белья. последовательность белье, ответы на вопросы, составление
действий
при алгоритма действий,
глажении белья.
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Буду гладить белье»
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Чистка одежды. Учить чистить
Работа с предметными и сюжетными
одежду.
иллюстрациями: выбор предметов для
чистки, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма. Практическая работа «Одежда»,
работа с индивидуальной карточкой,
презентация к уроку.
Уход за обувью. Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными
умения ухаживать
иллюстрациями: выбор предметов для ухода
за обувью.
за обувью, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,

1

4

26.11

1

4

03.12

1

4

10.12

7

Просушивание
обуви.

Закрепить умения
просушивать обувь.

8

Обобщающий
урок по разделу
«Уход за
вещами».

Отрабатывать
умения соблюдать
последовательность
действий при ручной
и машинной стирке,
глажке и
складывании белья и
одежды, уходу за
обувью.

Всего:

работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма. Практическая работа «Помой
обувь», работа с индивидуальной карточкой,
презентация к уроку.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор разной обуви, ответы
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма. Практическая работа «Просушика», работа с индивидуальной карточкой,
презентация к уроку.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: уход за вещами, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

1

4

17.12

1

4

24.12

40

№
п/п

Тема урока

1

Обращение
с
чайной и столовой
посудой.

2

Выбор столовых
приборов.

3

Раскладывание
столовых
приборов
и
посуды
при
сервировке стола.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
8 класс
3 четверть (11 часа очно)
(5 час в неделю)
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Кол-во
Кол-во
урока
часов
самосто
очно
ятельно
Обращение с кухонным инвентарем
Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными
1
4
умения обращаться с иллюстрациями: выбор чайной и столовой
чайной и столовой посуды, ответы на вопросы, составление
посудой.
алгоритма действий, работа с
пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Посуда»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными
1
4
умения
правильно иллюстрациями: столовые приборы, ответы
выбирать столовые на вопросы, составление алгоритма действий,
приборы.
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Столовые приборы»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Упражняться
в Работа с предметными и сюжетными
1
4
умениях сервировать иллюстрациями: выбор столовых приборов и
стол.
посуды, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий, работа с
пиктограммами: соотнесение пиктограммы с

Дата
планируемая фактическая
14.01

21.01

28.01

4

Очищение
Формировать умения
остатков пищи с очищать
остатки
посуды.
пищи с посуды.

5

Замачивание
и Отрабатывать
мытье
посуды умения замачивать и
губкой.
мыть посуду губкой.
Ополаскивание и
сушка посуды.

6

Техника
Закрепить правила
безопасности при по
технике
пользовании
безопасности
при
столовыми
пользовании
приборами.
столовыми
приборами

предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Отгадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: очищение посуды, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Посуда»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: замачивание и мытье
посуды губкой, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Помойка посуду»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: посуда и столовые приборы,
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий, работа с пиктограммами:
соотнесение пиктограммы с предметной
картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.

1

4

04.02

1

4

11.02

1

4

18.02

7

Использование
Учить использовать
электробытовых
электробытовые
приборов.
приборы.
Правила
безопасности при
использовании
электробытовых
приборов.

8

Что такое меню? Познакомить
с
Меню на неделю. понятием «меню»,
учить
составлять
простое недельное
меню.

9

Мытье и чистка Отрабатывать
овощей
и умения
мыть
фруктов.
чистить овощи
фрукты.

и
и

Интерактивная игра «Столовые приборы»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: блендер, миксер, тостер,
электрический чайник, комбайн,
холодильник, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Приготовление пищи
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: рассматривание разных
блюд, обсуждение их особенностей (цвет,
форма, запах, вкус).
Обсуждение школьного меню.
Практическая работа: составление меню на
неделю с помощью картинок, напечатанных
слов, печатание меню по образцу и
самостоятельно
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор овощей и фруктов,
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий, работа с пиктограммами:
соотнесение пиктограммы с предметной
картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Интерактивная игра
«Овощи и фрукты», работа с индивидуальной

1

4

1

4

1

4

25.02

04.03

11.03

10

11

Всего:

карточкой, практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор продуктов для варки,
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий, работа с пиктограммами:
соотнесение пиктограммы с предметной
картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Составь алгоритм»,
работа с индивидуальной карточкой
Последовательнос Учить соблюдению Работа с предметными и сюжетными
ть действий при последовательности иллюстрациями: выбор продуктов для варки,
варке яиц.
действий при варке ответы на вопросы, составление алгоритма
яиц.
действий, работа с пиктограммами:
соотнесение пиктограммы с предметной
картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Составь алгоритм»,
работа с индивидуальной карточкой.
Последовательнос Учить соблюдению
ть действий при последовательности
варке овощей.
действий при варке
овощей.

1

4

1

4

55

18.03

25.03

№
п/п

1

2

3.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
8 класс
4 четверть (7 часа очно)
(5 часов в неделю)
Тема урока
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Кол- во Кол-во
урока
часов
самост
очно
оятель
но
Приготовление пищи
Приготовление
Учить
готовить Составление алгоритма действий при
1
4
открытых бутербродов. открытые бутерброды. приготовлении бутербродов с помощью
Заваривание чая.
Учить заваривать чай.
картинок, пиктограмм, напечатанных слов.
Различение, называние правил безопасности
при приготовлении бутербродов.
Приготовление рабочего места.
Практическая работа.
Работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Приготовление закрытых Учить готовить
Составление алгоритма действий при
1
4
бутербродов.
закрытые бутерброды.
приготовлении бутербродов с помощью
картинок, пиктограмм, напечатанных слов.
Различение, называние правил безопасности
при приготовлении бутербродов.
Приготовление рабочего места.
Практическая работа.
Приготовление салата из Учить готовить салат
Работа с предметными и сюжетными
1
4
сырых овощей.
из сырых овощей..
иллюстрациями: выбор продуктов для салата;
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа
с
пиктограммами:
соотнесение пиктограммы с предметной
картинкой,
предметом,
действием,
составление алгоритма. Работа с карточкой,
практическая работа.

Дата
планируе фактичес
мая
кая
08.04

15.04

22.04

4

Приготовление салата из Учить готовить салат
варенных овощей.
из варенных овощей.

5

Полуфабрикаты.
Правила их хранения.

6

Блюда из
продуктов.

мясных Учить различать блюда
из мясных продуктов.

7

«Покупки».

Проверить
умения
находить, оплачивать и
складывать покупки в
сумку.

Учить различать и
называть
полуфабрикаты и
правила их хранения.

Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор продуктов для салата;
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом,
действием,
составление
алгоритма.
Работа
с
индивидуальной
карточкой, практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор полуфабрикатов,
различение и называние правил их хранения;
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом,
действием,
составление
алгоритма.
Работа
с
индивидуальной
карточкой.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор мясных продуктов,
требующих приготовления, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление
алгоритма. Интерактивная игра «Приготовька», работа с индивидуальной карточкой.
Покупки
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор покупок, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление

1

4

29.04

1

4

06.05

1

4

13.05

алгоритма. работа с индивидуальной
карточкой.
Всего:

35

VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Освоение
учебного
предмета
«Домоводство»
предполагает
использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств
обучения для создания материально – технической поддержки процесса
обучения, развития и воспитания школьников с нарушениями интеллекта
(вариант 2).
Демонстрационные и печатные пособия:

магнитная доска;

наборное полотно;

предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой по
предмету;

графические средства для альтернативной коммуникации:
карточки с изображениями предметов уборочного инвентаря, мебели,
постельного белья, одежды, обуви, бытовой техники, посуды, продуктов
питания.
Материально-техническое обеспечение:
 персональный ноутбук ICL RAYbook (nb2946);
 мультимедийные
(цифровые)
образовательные
соответствующие содержанию программы.

ресурсы,

Программно-методическое обеспечение:
- Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной
умственной отсталостью 6 - 9 классы. - М.: ФРКТИ, 2009. – 72с.
(Коррекционная педагогика)
- Галина А. И., Головинская Е. Ю. Технологии. Профильный труд.
Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 6 класса для
учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам / А. И. Галина, Е. Ю. Головинская. Самара: Современные образовательные технологии, 2019. - 80 с.
- Рабочая тетрадь: к учебнику А. И. Галиной, Е. Ю. Головинской
«Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 6 класс.
Для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость, тяжёлые и множественные
нарушения развития), обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам. 6 класс. / А.И. Галина, Е. Ю.
Головинская. – Самара: Современные образовательные технологии, 2015. –
60 с.
- Галле А. Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для
учащихся коррекционных школ VIII вида). 6 класс. — М.: АРКТИ, 2009. —
40 с.: ил.
Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5–9
классы. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —87 с.: ил. —
Коррекционная педагогика).

- Уроки СБО: учеб. пособие для 6 кл. общеобразовательных
организаций, реализующим ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Б. Жестовская. – М.:
Издательство ВЛАДОС, 2018. – 159 с.: ил. - Бережливое домоводство М.,
Внешсигма 2002
- Сервировка стола от А до Я - Говорова Д.Д. - М. Эскмо - 2010г.
- Поливалина JI.A. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ
КЛАССИК, 2001.
- Мусская И.А. Домоводство. — Ижевск: РИО «Квест», 2012.
- П.Хохрина В.Т. Социально-бытовая ориентировка Кн. для учащихся
специальных школ -Иркутск 2002г.
- Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
- Мусская И.А. Домоводство. —Ижевск: РИО «Квест», 2012.
Используемая литература:
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011. – 475 с.
2. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта: Программно-методические материалы –М.:ВЛАДОС, 2007.–
181с.
3. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями
развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный
центр, 2016. – 208 с.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».