МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Комитет образования Администрации Камышинского муниципального
района Волгоградской области
МКОУ Костарёвская СШ
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
________________________
Боровков В.Л.
Протокол №1 от 26.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
________________________
Коваленко Е.П.
Протокол №1 от 28.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Помазова М.В.
Приказ № 138 от 01.09.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составила: Штицберг У.П.
Костарево 2025
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Речь и
альтернативная коммуникация» для обучающихся 8 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена на
основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МКОУ Костаревской СШ.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» для 8 класса разработана на основе Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
предметной области «Язык и речевая практика».
Цель программы – совершенствование коммуникативных и речевых
навыков с использованием средств вербальной и невербальной
коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия обучающимися.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
1.
Обучение глобальному чтению в доступных обучающимся
пределах,
понимание
смысла
узнаваемого
слова;
правильному
произношению букв, их печатанию и написанию; составлению и чтению
слогов, слов и коротких предложений.
2.
Отработка умений пользоваться жестами, отвечать на вопросы,
поддерживать диалог, пользоваться карточками с напечатанными словами.
3.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи через расширение
словарного запаса при рассказывании стихотворения и сказки с помощью
мнемотаблицы.
4.
Коррекция внимания, зрительного восприятия и памяти,
движений руки при письме.
5.
Воспитание интереса к процессу обучения, доброжелательного
отношения к сверстникам; навыка контроля и самоконтроля.
Программа предусматривает «пошаговое» обучение и проведение
традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы,
как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Ведущей
формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подхода.
При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» предполагается использование следующих методов:
словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий,
схем, таблиц, рисунков, графических изображений объектов и действий,
карточек с напечатанными словами, технических средств), практический
(упражнения, практические работы).
В 8 классе ведется безотметочное обучение. Система оценки
результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценивании достижений диагностики уровня усвоения знаний и
умений учитываются особенности психического, неврологического и
соматического
состояния
каждого
обучающегося.
Выявление
результативности
обучения
происходит
вариативно
с
учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных, речевых действий, графических работ. При выполнении всех
заданий и упражнений по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
ученикам
оказывается
помощь
педагогом:
разъяснение,
показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции. При
оценке
результативности
достижений
учитывается
степень
самостоятельности обучающегося.
В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных
тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оценивается его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
В ходе реализации рабочей программы ведется мониторинг
предметных результатов обучения по предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – декабрь (текущая диагностика)
3 этап - май (промежуточная диагностика)
Цель мониторинга - оценка уровня сформированности представлений,
действий/операций и определение достижения планируемых результатов по
предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
Результат оценивается по следующим критериям:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно,
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или
невербальной),
3 балла - выполняет действие по образцу,
2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,
1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,
0 баллов - действие не выполняет.
Полученные данные заносятся в «Карту развития», отражающую
динамику достижений предметных результатов.
II. Общая характеристика учебного предмета
У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается
грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. У многих обучающихся устная (звучащая) речь отсутствует
или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно
затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации включает
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также
на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими
является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося
пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает
планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду
сверстников в доступных обучающемуся пределах, организованное
включение в общение.
Содержание
учебного
предмета
«Речь
и
альтернативная
коммуникация» представлено тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие
речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Чтение и
письмо».
Обучающие задачи по коммуникации направленны на формирование у
обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с
учителем, со сверстниками, умений продуктивного установления,
поддержания и завершения контакта. На уроках в 8 классе у учащихся
отрабатываются умения пользоваться жестами, отвечать на вопросы,
поддерживать диалог, пользоваться карточками с напечатанными словами.
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по
развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать
произнесенные
слова,
словосочетания,
предложения
и
связные
высказывания, различать напечатанные слова. Задачи по развитию
экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в
общении слова, строить словосочетания, предложения, связные
высказывания. Обучающийся, не владеющий устной речью, учится общаться,
пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной и
экспрессивной речи проводится параллельно. В процессе развития речи,
учащиеся учатся составлять предложения, строить их схемы, понимать
содержание текста, составлять рассказ по серии сюжетных картинок,
пересказывать текст с опорой на схемы, мнемотаблицы. У детей
отрабатываются умения понимать слова, указывающие на признак и действие
предмета. В 8 классе учащиеся учатся рассказывать стихотворения и сказки с
помощью мнемотаблицы.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. У
учащихся закрепляются знания изученных букв, умения их писать, читать
слоги и слова. В 8 классе дети продолжают изучать буквы, печатать и писать
их, составлять и читать слоги, слова и короткие предложения.
Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в
модуль «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская
школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности
методов,
приемов,
направленных
на
воспитание
обучающихся.
Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников,
задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.
Воспитательный потенциал предмета «Речь и альтернативная
коммуникация» реализуются через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений;
- включение в урок игровых технологий, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение работы в парах, которая учит обучающихся командному
взаимодействию с одноклассниками.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на
уроках по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включается
материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира
профессий.
На уроках рассматриваются вопросы профориентационного характера,
ведется работа по формированию ценностного отношения к труду,
пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к
учебно-познавательной
деятельности,
основанной
на
посильной
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую.
При составлении уроков адаптируется материал основных
образовательных порталов:
ЯКласс; Российская электронная школа;
ВК сообщество: Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;
ВК сообщество: Особые пособия Круогла Е.К.;
ВК сообщество: Дефектолог.BY;
В повседневной и текущей оценочной деятельности соотносятся
результаты, продемонстрированные учеником с критериями оценивания:
выполняет действие самостоятельно, выполняет действие по инструкции
(вербальной или невербальной), выполняет действие по образцу, выполняет
действие с частичной физической помощью, выполняет действие со
значительной физической помощью, действие не выполняет.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в
образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части
учебного плана для 8 класса. В учебном плане МКОУ Костаревская СШ на
2025 – 2026 учебный год на предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
в 8 классе отведено 1 час очно и 2 часа на самостоятельное обучение.
Количество часов в год составляет 102 часа (3 часа в неделю).
IV. Примерные планируемые результаты освоения программы
Личностные и предметные планируемые результаты освоения
программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных
(примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и
специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я":
- знает свое имя, фамилию, адрес, учеником какой школы и класса
является;
- пользуется карточками-символами для социальной ориентации;
- озвучивает свои потребности: «Я устал», «Я хочу отдохнуть», «Я хочу
есть» и др.;
- показывает свои потребности с помощью жестов, карточек-символов;
отвечает на вопросы: «Кто я в классе?», «Кто я в семье?», «Кто я в классе?»;
- выполняет в доступном для него объеме обязанности дежурного;
- говорит о себе в мужском/женском роде: «Я сделал(а), поел(а),
решил(а)» и пр.;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности:
- соблюдает правила поведения в урочной и внеурочной деятельности;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и
сверстниками;
- вербально (невербально) вступает в общение со знакомыми
взрослыми и детьми;
- вербально (невербально) обращается к взрослому за помощью и
формулирует просьбу;
- понимает настроение близких взрослых и сверстников;
- выполняет правила поведения на основе усвоенных норм и правил
(реагирует на «нельзя», «можно», «хорошо», «плохо» и пр.);
формирование социально ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной
и социальной частей:
точно
описывает
сложившуюся
проблему
в
области
жизнеобеспечения;
- наблюдает за объектами живой и неживой природы;
- знает последовательность дней недели, времен года;
- выделяет предмет из группы разнородных предметов по слову и
изображению;
- выделяет предметы по обобщающим признакам;
- знает общественные здания (школа, кинотеатр, почта и др.);
- выделяет общественные здания по фотографиям, используя карточкисимволы;
- определяет допустимое и необходимое в еде, физической нагрузке, в
приёме медицинских препаратов;
- владеет навыками самообслуживания и личной гигиены;
формирование уважительного отношения к окружающим:
- спокойно выслушивает мнение одноклассника, взрослого;
- использует в речи слова этикета;
- проявляет заботу о родителях, одноклассниках, педагогах;
- выполняет инструкции учителя, взрослого;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире:
- выполняет инструкции взрослого при совместной продуктивной
деятельности (использует карточки);
- выстраивает добропорядочные отношения в классе;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
- контролирует своё поведение в любых проблемных ситуациях;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына
(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения:
- выполняет правила поведения в разных социальных ситуациях: с
близкими в семье; с учителем и учащимися в школе; с незнакомыми людьми
в транспорте и магазине;
- вербально (невербально) выражает просьбу, отказ, неудовольствие,
задает вопрос (использует карточки);
- применяет полученный положительный опыт в жизненных ситуациях;
- правильно реагирует на изменения ситуации;
- проявляет активность на уроках и во внеурочное время;
- проявляет интерес к учению;
- адекватно реагирует на похвалу и замечания;
- ежедневно использует и аккуратно относится к школьной форме;
развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах:
- ведет себя в соответствии общепринятыми элементарными
социальными нормами и правилами;
- не проявляет агрессии при замечании взрослого или сверстника;
- реагирует на «хорошо/плохо», «можно/нельзя» (использует карточки);
- отказывается от нежелательного контакта;
формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств:
- участвует в различных видах творческой деятельности;
- вербально (невербально)
выражает
свое
отношение к
художественному образу (красиво/некрасиво, понравилось/не понравилось);
- при посещении общественных мест ведет себя в соответствии
общепринятыми элементарными социальными нормами и правилами;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей:
- вербально (невербально) вступает в общение: спокойно
разговаривает, может вежливо попросить, предложить товарищу свою
помощь (учебные принадлежности, игрушки и т. д.);
- не проявляет агрессии при замечаниях взрослого или сверстника;
- вербально (невербально) проявляет элементарные чувства (радость,
печаль, гнев и пр.);
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций:
- проявляет интерес к общению (вербально/невербально);
- ведет себя в коллективе в соответствии с общепринятыми
элементарными социальными нормами и правилами;
- вербально (невербально) выражает элементарные чувства: жалость,
радость, сострадание;
- подражает речевой и поведенческой деятельности взрослого,
одноклассников;
- выражает свое отношение к происходящему мимикой, жестами,
речью;
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям:
- в повседневной жизни выполняет элементарные правила личной
гигиены (моет руки перед едой, вытирает рот после еды, ходит
самостоятельно в туалет);
- соблюдает нормы здорового образа жизни (занятия различными
видами спорта, прогулки и т. д.);
- самостоятельно выполняет посильные трудовые поручения;
- сравнивает свою работу с образцом;
- понимает свою социальную роль в семье, понимает значимость
родителей;
- бережно относится к учебным принадлежностям, к личным вещам,
понимает их назначение;
- бережно относится к результатам своего и чужого труда.
Возможные предметные результаты:
Коммуникация
отвечать на вопросы по содержанию стихотворений вербально и
невербально (с помощью картинок, пиктограмм, напечатанных слов)
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
рассказывать
стихотворения,
сказку с
использованием
мнемотаблиц;
Чтение и письмо
узнавать, различать, называть ранее изученные буквы;
составлять слоги и слова;
читать слоги и слова;
узнавать букву среди других букв, конструировать буквы
Ц,Э,Щ,Ъ
печатать буквы Ц, Э, Щ, Ъ;
писать прописную и строчную буквы Ц, Э, Щ;
читать слоги и слова с буквами Ц, Э, Щ, Ъ;
писать строчную букву Ъ.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 8 классе
направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
взаимодействие со взрослыми
нахождение и обучение в среде сверстников
ориентация в учебной среде
учебная поза
коммуникативное взаимодействие со сверстниками
эмоциональное взаимодействие со сверстниками
сосредоточенность на объекте деятельности
выполнение инструкций
использование по назначению учебных материалов
выполнение действия по подражанию
выполнение действия по образцу
выполнение
задания
в
течение
определенного
периода времени
выполнение задания от начала до конца
выполнение задания с заданными качественными параметрами
самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия.
V. Содержание учебного предмета.
Коммуникация
«Летняя песенка». Т. Белозеров. «Хитрый еж». П. Воронько.
«Медвежий сон». А. Костаков. «Веселый снеговик» И. Гурина.
«Возвращаются певцы». Г. Ладонщиков.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
«Осень». К. Бальмонт. Сказка «Семь козлят». Сказка «Под грибом». В
Сутеев. Сказка «Рукавичка».
Чтение и письмо
Чтение слогов и слов с изученными буквами (А, У, М, Х, С). Чтение
слогов и слов с изученными буквами (Н, Л, В, И, О). Чтение слогов и слов с
изученными буквами (Ы, Ш, П, Т, К). Чтение слогов и слов с изученными
буквами (Р, З, Ж). Чтение слогов и слов с изученными буквами (Й, Д, Г, Е).
Чтение слогов и слов с изученными буквами (Б, Я, Ю). Буква Ц. Выделение
буквы Ц в словах. Печатание буквы Ц. Написание прописной и строчной
буквы Ц. Чтение слогов и слов с буквой Ц. Буква Э. Выделение буквы Э в
словах. Печатание буквы Э. Написание прописной и строчной буквы Э.
Чтение слогов и слов с буквой Э. Написание (печатание) слогов, слов с
буквой Э. Буква Щ. Выделение буквы Щ в словах. Печатание буквы Щ.
Написание прописной и строчной буквы Щ. Чтение слогов и слов с буквой
Щ. Написание (печатание) слогов (слов). Буква Ъ. Выделение буквы Ъ в
словах. Печатание буквы Ъ. Написание прописной и строчной буквы Ъ.
Чтение слогов и слов с буквой Ъ Написание (печатание) слогов (слов).
Обобщающий урок по разделам «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
№ п/п
Тематический план
Кол-во часов учебного плана
Разделы программы
самостоятельно
очно
1
Коммуникация
5
10
2
Развитие речи средствами
вербальной и невербальной
коммуникации
Чтение и письмо
Всего:
9
18
20
34
40
68
3
Календарно- тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
8 класс
1 четверть (8 часа)
(3 часа в неделю)
№
п\п
Тема урока
Цель урока
1
«Летняя песенка». Т. Формировать умение
Белозеров.
отвечать на вопросы по
содержанию
стихотворения.
2
Чтение слогов и слов Упражнять в
с
изученными произношении букв,
буквами (А, У, М, Х, чтение слогов и слов.
С).
3
Чтение слогов и слов Упражнять в
Виды деятельности
Коммуникация
Слушание стихотворения
Ответы на вопросы по
содержанию стихотворения
вербально и невербально (с
помощью картинок, пиктограмм,
напечатанных слов)
Чтение каждой строчки отдельно
Рассказывание стихотворения с
опорой на мнемотаблицу,
вопросы учителя
Чтение и письмо
Упражнения на узнавание буквы,
её звуковое воспроизведение,
графическое изображение
(печатание буквы).
Упражнения на чтение слогов и
слов.
Упражнения на соотнесения
слогов и слов с их графическим
изображением.
Работа по карточке.
Упражнения на узнавание буквы,
Кол-во
часов очно
Кол-во
часов
самостоя
тельно
Дата
планир
фактич
1
2
01.09.2025
1
2
08.09.2025
1
2
15.09.2025
с
изученными произношении букв,
буквами (Н, Л, В, И, чтение слогов и слов.
О).
4
Чтение слогов и слов Упражнять в
с
изученными произношении букв,
буквами (Ы, Ш, П, Т, чтение слогов и слов.
К).
5
Чтение слогов и слов Упражнять в
с
изученными произношении букв,
буквами (Р, З, Ж).
чтение слогов и слов.
6
Чтение слогов и слов Упражнять в
с
изученными произношении букв,
буквами (Й, Д, Г, Е).
чтение слогов и слов.
её звуковое воспроизведение,
графическое изображение
(печатание буквы).
Упражнения на чтение слогов и
слов.
Упражнения на соотнесения
слогов и слов с их графическим
изображением.
Работа по карточке.
Упражнения на узнавание буквы,
её звуковое воспроизведение,
графическое изображение
(печатание буквы).
Упражнения на чтение слогов и
слов.
Упражнения на соотнесения
слогов и слов с их графическим
изображением.
Работа по карточке.
Упражнения на узнавание буквы,
её звуковое воспроизведение,
графическое изображение
(печатание буквы).
Упражнения на чтение слогов и
слов.
Упражнения на соотнесения
слогов и слов с их графическим
изображением.
Работа по карточке.
Упражнения на узнавание буквы,
её звуковое воспроизведение,
графическое изображение
(печатание буквы).
1
2
22.09.2025
1
2
29.09.2025
1
2
06.10.2025
7
8
Упражнения на чтение слогов и
слов.
Упражнения на соотнесения
слогов и слов с их графическим
изображением.
Работа по карточке.
Чтение слогов и слов Упражнять в
Упражнения на узнавание буквы,
1
с
изученными произношении букв,
её звуковое воспроизведение,
буквами (Б, Я, Ю).
чтение слогов и слов.
графическое изображение
(печатание буквы).
Упражнения на чтение слогов и
слов.
Упражнения на соотнесения
слогов и слов с их графическим
изображением.
Работа по карточке.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
«Осень».
К. Формировать умение
Слушание стихотворения
1
Бальмонт.
рассказывать
Ответы на вопросы по
стихотворение «Осень» с
содержанию стихотворения
использованием
Чтение каждой строчки отдельно
мнемотаблиц.
Рассказывание стихотворения с
опорой на мнемотаблицу
Всего:
8
2
13.10.2025
2
20.10.2025
16
Календарно- тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
8 класс
2 четверть (8 часа)
(3 часа в неделю)
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
Кол-во
п\п
часов
очно
Коммуникация
1
«Хитрый еж». П. Формировать умение
Слушание стихотворения
1
Воронько.
отвечать на вопросы по
Ответы на вопросы по
содержанию стихотворения. содержанию стихотворения
вербально и невербально (с
помощью картинок,
пиктограмм, напечатанных
слов)
Чтение каждой строчки
отдельно Рассказывание
стихотворения с опорой на
мнемотаблицу, вопросы
учителя
Чтение и письмо
2
Буква Ц.
Формировать умение
Упражнения на узнавание и
1
узнавать букву среди других нахождение буквы, её
букв, конструировать букву. звуковое воспроизведение,
конструирование буквы.
3
Выделение буквы Ц в Формировать умение
Упражнения на узнавание и
1
словах.
воспроизводить звук,
нахождение буквы, её
определять место
звуковое воспроизведение.
нахождение в слове.
Конструирование буквы.
Работа со схемой слов.
Работа с индивидуальной
Кол-во часов
самостоятельно
Дата
планир фактич
2
10.11
2
17.11
2
24.11
4
5
6
7
карточкой.
Упражнения на узнавание
буквы, её звуковое
воспроизведение,
нахождение буквы среди
других букв. Прописывание
прописной и строчной
буквы.
Работа с индивидуальной
карточкой.
Чтение слогов и слов Учить читать слоги и слова
Упражнения на чтение
с буквой Ц.
с буквой Ц.
слогов и слов. Упражнения
на соотнесения слогов с их
графическим изображением.
Упражнения на составление
и чтение коротких слогов с
буквой (составление по
образцу, по устной
инструкции педагога).
Работа с разрезной азбукой
на составление и чтение
слогов.
Буква Э.
Формировать умение
Упражнения на узнавание и
узнавать букву среди других нахождение буквы, её
букв, конструировать букву. звуковое воспроизведение,
конструирование буквы.
Выделение буквы Э в Формировать умение
Упражнения на узнавание и
словах.
воспроизводить звук,
нахождение буквы, её
определять место
звуковое воспроизведение.
нахождение в слове.
Конструирование буквы.
Работа со схемой слов.
Работа с индивидуальной
карточкой.
Написание
Учить писать прописную и
прописной
и строчную букву.
строчной буквы Ц.
1
2
01.12
1
2
08.12
1
2
15.12
1
2
22.12
8
Написание
Учить писать прописную и
прописной
и строчную букву.
строчной буквы Э.
Упражнения на узнавание
буквы, её звуковое
воспроизведение,
нахождение буквы среди
других букв. Прописывание
прописной и строчной
буквы.
Работа с индивидуальной
карточкой.
Всего:
№
п\п
1
2
Тема урока
Буква Щ.
1
2
8
16
Календарно- тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
8 класс
3 четверть (10часа)
(3 часа в неделю)
Цель урока
Виды деятельности
Кол-во часов
очно
Формировать умение
узнавать букву среди других
букв, воспроизводить звук,
конструировать букву.
Выделение буквы Щ в Формировать умение
словах.
воспроизводить звук,
определять место
нахождение в слове.
Чтение и письмо
Упражнения на узнавание и
нахождение буквы, её
звуковое воспроизведение,
конструирование буквы.
Упражнения на узнавание и
нахождение буквы, её
звуковое воспроизведение.
Конструирование буквы.
29.12
Кол-во
часов
самостояте
льно
Дата
планир фактич
1
2
12.01
1
2
19.01
3
Написание прописной и Учить писать прописную и
строчной буквы Щ.
строчную букву.
4
Чтение слогов и слов с Учить читать слоги и слова
буквой Щ.
с буквой Щ.
5
Написание
(печатание) Учить печатать (писать)
слогов (слов).
слоги (слова).
Работа со схемой слов.
Работа с индивидуальной
карточкой.
Упражнения на узнавание
буквы, её звуковое
воспроизведение,
нахождение буквы среди
других букв.
Прописывание прописной и
строчной буквы Щ.
Работа с индивидуальной
карточкой.
Упражнения на чтение
слогов и слов.
Упражнения на соотнесения
слогов с их графическим
изображением.
Упражнения на составление
и чтение коротких слогов с
буквой Е (составление по
образцу, по устной
инструкции педагога).
Работа с индивидуальной
карточкой.
Упражнения на чтение
слогов и слов. Упражнения
на соотнесения слогов и
слов с их графическим
изображением. Написание
(печатание) слогов (слов).
Работа с индивидуальной
карточкой.
Коммуникация
1
2
26.01
1
2
02.02
1
2
09.02
6
7
8
9
«Медвежий
Костаков.
сон».
А. Формировать умение
отвечать на вопросы по
содержанию стихотворения.
Слушание стихотворения
1
Ответы на вопросы по
содержанию стихотворения
вербально и невербально (с
помощью картинок,
пиктограмм, напечатанных
слов)
Чтение каждой строчки
отдельно Рассказывание
стихотворения с опорой на
мнемотаблицу, вопросы
учителя
«Веселый снеговик» И. Формировать умение
Слушание стихотворения
1
Гурина.
отвечать на вопросы по
Ответы на вопросы по
содержанию стихотворения. содержанию стихотворения
вербально и невербально (с
помощью картинок,
пиктограмм, напечатанных
слов)
Чтение каждой строчки
отдельно Рассказывание
стихотворения с опорой на
мнемотаблицу, вопросы
учителя
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Сказка «Семь козлят».
Формировать умение
Ответы на вопросы по
1
рассказывать сказку с
содержанию текста
использованием
Чтение каждой строчки
мнемотаблиц.
отдельно
Пересказ сказки
Рассказывание теста с
опорой на мнемотаблицу
Сказка «Рукавичка».
Формировать умение
Ответы на вопросы по
1
2
2
16.02
02.03
2
09.03
2
16.03
рассказывать сказку с
использованием
мнемотаблиц.
содержанию текста. Чтение
каждой строчки отдельно.
Пересказ сказки.
Рассказывание теста с
опорой на мнемотаблицу
Работа с карточками
Работа с предметными и
сюжетными иллюстрациями
Интерактивное
оборудование Работа с
индивидуальной карточкой.
Обобщающий урок по Закрепить знания по
1
разделам
изученным темам.
«Коммуникация»,
«Развитие
речи
средствами вербальной и
невербальной
коммуникации», «Чтение
и письмо».
Всего:
10
Календарно- тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
8 класс
4 четверть (6 часов)
(3 часа в неделю)
10
№
п\п
1
Тема урока
«Возвращаются
Г. Ладонщиков.
Цель урока
певцы». Формировать умение
отвечать на вопросы по
содержанию
стихотворения.
Виды деятельности
Коммуникация
Слушание стихотворения
Ответы на вопросы по
содержанию стихотворения
вербально и невербально (с
помощью картинок,
пиктограмм, напечатанных
слов)
2
23.03
20
Кол-во
часов
очно
Кол-во
часов
самостоя
тельно
1
2
Дата
планир фактич
06.04
2
3
4
Чтение каждой строчки
отдельно Рассказывание
стихотворения с опорой на
мнемотаблицу, вопросы
учителя
Чтение и письмо
Буква Ъ.
Формировать умение
Упражнения на узнавание и
узнавать букву среди
нахождение буквы, её
других букв,
звуковое воспроизведение,
воспроизводить звук,
конструирование буквы.
конструировать букву.
Работа по карточке
Выделение буквы Ъ в Формировать умение
Упражнения на узнавание и
словах. Написание буквы воспроизводить звук,
нахождение буквы, её
Ъ. Чтение слов с буквой определять место
звуковое воспроизведение.
Ъ.
нахождение в слове.
Конструирование буквы.
Учить писать букву Ъ.
Работа со схемой слов.
Учить читать слова с
Работа с индивидуальной
буквой Ъ.
карточкой. Упражнения на
узнавание буквы, её
звуковое воспроизведение,
нахождение буквы среди
других букв.
Прописывание буквы Ъ.
Работа с индивидуальной
карточкой. Упражнения на
чтение слогов и слов.
Упражнения на соотнесения
слогов с их графическим
изображением.
Написание
(печатание) Учить печатать (писать)
слогов (слов).
слоги (слова).
Упражнения на чтение
слогов и слов.
Упражнения на соотнесения
1
2
13.04
1
2
20.04
2
6
27.04
5
слогов и слов с их
графическим
изображением.
Написание (печатание)
слогов (слов).
Работа с индивидуальной
карточкой.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Сказка «Под грибом». В Формировать умение
ответы на вопросы по
1
Сутеев.
рассказывать сказку с
содержанию текста
использованием
чтение каждой строчки
мнемотаблиц.
отдельно
пересказ сказки
рассказывание теста с
опорой на мнемотаблицу
Обобщающий урок по Закрепить знания по
разделам
изученным темам.
«Коммуникация»,
«Развитие
речи
средствами вербальной и
невербальной
коммуникации», «Чтение
и письмо».
Всего:
6
работа с карточками
работа с предметными и
сюжетными иллюстрациями
интерактивное
оборудование
2
18.05
1
2
25.05
6
12
VII. Описание материально - технического обеспечения
образовательной деятельности.
Освоение
учебного
предмета
«Речь
и
альтернативная
коммуникация» предполагает использование
демонстрационных и
печатных пособий, технических средств обучения для создания материально
– технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания
школьников с нарушениями интеллекта (вариант 2).
Программно-методическое обеспечение:
Букварь, 1 класс, учебник для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в
2 частях. / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.
– М,:
Просвещение, 2017.
Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению
грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. - Москва: ИЛ, 2011. - 40 c.
Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №2 по обучению
грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 48 c.
Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №3 по обучению
грамоте дошкольника / Г.Г. Галкина. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 64 c.
Звуки, буквы я учу! Методическое руководство к альбому
упражнений №3 по обучению грамоте дошкольников / Г.Г. Галкина. - М.:
ГНОМ и Д, 2011. - 40 c.
Быстрое обучение чтению. Учебное пособие / Е. Нефедова О.
Узорова. - М.: АСТ, Астрель, Малыш, 2012.
Пропись, для 1 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. В 3 частях. – М.: Просвещение, 2009.
Речевая практика. Методические рекомендации 1-4 классы:
учебное пособие для образовательных организаций, реализующих
адаптированные основные образовательные программы/ С.В. Комарова – М.:
Просвещение, 2016
Демонстрационные и печатные пособия:
магнитная доска;
наборное полотно;
касса букв;
касса слогов;
карточки с изображениями объектов, людей, действий
(фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой по
предмету.
Материально-техническое обеспечение:
персональный ноутбук;
мультимедийные
(цифровые)
образовательные
ресурсы,
соответствующие содержанию программы.
Используемая литература:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
2. Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках
русского языка 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М. 2008.
3. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011. – 475 с.
4. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. –
181 с.
5. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями
развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный
центр, 2016. – 208 с.
6. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208с
7. Организация образования обучающихся по специальным
индивидуальным программам развития (СИПР): методическое пособие
[электронный ресурс] / О.Г. Болдинова, Л.А. Головчиц, И.Ю. Левченко, М.В.
Переверзева, Е.В. Семенова, А.М. Царев, О.В. Шохова. – Электрон.
текстовые дан. (330 Кб). М.: ИКП, 2023