Описание ООП СОО

Описание основной образовательной программы
среднего общего образования
МКОУ Костаревской СШ
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ООП
СОО)
муниципального
казенного
общеобразовательного
учреждения
Костаревской средней школы (далее МКОУ Костаревской СШ) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, к структуре основной образовательной
программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательной деятельности при получении среднего общего
образования. При разработке ООП СОО учтены результаты, полученные в ходе
реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.
Основная образовательная программа среднего общего разработана на основе
примерной основной образовательной программы среднего общего образования с
учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательных
отношений.
Разработка основной образовательной программы среднего общего образования
осуществлялась участниками образовательных отношений самостоятельно с
привлечением органов самоуправления (педагогический совет МКОУ
Костаревской СШ, Управляющий совет), что обеспечивает государственнообщественный характер управления образовательной организацией.
Срок реализации ООП СОО МКОУ Костаревской СШ 2022- 2024 годы.
Содержание основной образовательной программы среднего общего
образования МКОУ Костаревской СШ отражает требования ФГОС СОО и
содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты
реализации
основной
образовательной
программы,
конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС СОО и учитывающие
региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской
Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
– пояснительную записку;
– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы;
– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего
образования и включает образовательные программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том
числе:
- программа развития универсальных учебных действий при получении среднего
общего образования, включающая формирование компетенций;
– программы отдельных учебных предметов, курсов;
– программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего
общего образования;

– программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации
образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов
основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
– учебный план основного общего образования;
– план внеурочной деятельности;
– календарный учебный график;
– систему условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
МКОУ Костаревской СШ как образовательная организация, реализующая
основную образовательную программу среднего общего образования,
обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных
представителей) как участников образовательных отношений:
– с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательной деятельности в МКОУ Костаревской СШ;
– с их правами и обязанностями в части формирования реализации основной
образовательной программы среднего общего образования, установленными
законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной
организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в
части, касающейся участия в формировании обеспечении освоения всеми детьми
основной образовательной программы, закрепляются в заключённом между ними
и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность
субъектов образования за конечные результаты освоения основной
образовательной программы.
УМК, используемые в школе, направлены на воспитание функционально
грамотной личности, что соответствует и образовательной политике школы, так
как функционально грамотная личность – это личность, которая способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в
соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

1.Целевой раздел основной образовательной программы среднего общего
образования
1.1 Пояснительная записка
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее
ООП СОО) МКОУ Костаревской СШ разработана на основе:
1. Конституции Российской Федерации.
2. Конвенции о правах ребёнка.
3. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ (ст.
12, 13, 15, 16).
4. Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
5. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
6. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17
мая 2012 года №413).
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014года №1645 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413.
8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015года №1578 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413.
9. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017года №613 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413.
10.Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г №2075 «О
продолжительности рабочего времени педагогических работников».
11.Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных
помещений».
12.Устава МКОУ Костаревской СШ.
ООП СОО МКОУ Костаревской СШ разработана с учётом рекомендаций
Примерной основной образовательной программы, особенностей образовательной
организации, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их
родителей.
Настоящая
программа
учитывает
социокультурные
особенности
и
образовательные потребности с. Костарево Камышинского района Волгоградской
области.
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ
Костаревской СШ разработана образовательной организацией самостоятельно, с
привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-

общественный характер управления образовательной организацией. ООП СОО
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне среднего общего образования. ООП
СОО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие
и самосовершенствование обучающихся. ООП СОО обеспечивает их социальную
успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья.
Среднее общее образование может быть получено:
 в МКОУ Костаревской СШ (в очной, очно-заочной или заочной форме);
 вне МКОУ Костаревской СШ, в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
Срок получения среднего общего образования составляет два года.
Основная образовательная программа среднего общего образования реализуется в
МКОУ Костаревской СШ через урочную и внеурочную деятельность с
соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.
Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических
сообществ разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских
общественных объединений); курсы внеурочной деятельности по выбору
обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение
благополучия обучающихся в пространстве школы; систему воспитательных
мероприятий.
Организация
внеурочной
деятельности
предусматривает
возможность
использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при
подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется запросами
обучающихся. В курсе дисциплин внеурочной деятельности значительно
расширяется творческий кругозор выпускников, развиваются языковые
компетенции.
Основная образовательная программа среднего общего образования
рассмотрена на заседании Управляющего совета школы и рекомендована к
утверждению решением педагогического совета.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего
образования является:
 выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному
возрасту через создание условий для социального и образовательного
самоопределения старшеклассника для получения школьниками качественного
современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную,
активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в
выбранном вузе.

Образовательная программа ориентирована также на достижение уровня
допрофессиональной компетенции по выбранному профилю наибольшим
количеством выпускников. Также программа призвана сформировать основные
показатели глобального мышления и глобального сознания, развить различные
формы интеллекта, а также коммуникативные, конструктивные, организаторские,
прогностические и проектировочные умения.
Программа СОО учитывает специфику школьного образования, а также
возрастные особенности обучающихся, которым она адресована.
Достижение поставленной целипри разработке и реализации образовательной
организацией основной образовательной программы среднего общего
образованияпредусматривает решение следующих основных задач:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права
на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
 обеспечение равных возможностей получения качественного среднего
общего образования;
 обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов
в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО);
 обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего
общего образования в объеме основной образовательной программы,
предусматривающей изучение обязательных учебных предметов,
входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из
обязательных предметных областей, дополнительных учебных
предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные
планы учебных предметов), а также внеурочную деятельность;
 установление требований к воспитанию и социализации обучающихся,
их самоидентификации посредством личностно и общественно
значимой деятельности, социального и гражданского становления,
осознанного
выбора
профессии,
понимание
значения
профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе
через реализацию образовательных программ, входящих в основную
образовательную программу;
 обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего,
профессионального образования;
 развитие государственно-общественного управления в образовании;
 формирование основ оценки результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы, деятельности педагогических
работников,
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность;

 создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни обучающихся.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной
программы среднего общего образования
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный
подход, который предполагает:
 формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
 проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
 активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
 построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся.
Основная образовательная программа формируется на основе системнодеятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное
развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в
первую очередь учебной, а процесс функционирования образовательной
организации, отраженный в основной образовательной программе (ООП),
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
цели образования; содержания образования на уровне среднего общего
образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии
преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов,
обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной базы как
средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования, который может быть реализован как через содержание, так и через
формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении
образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект,
результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих
условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода
позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных
возможностей каждого обучающегося.
Основная образовательная программа формируется с учетом психологопедагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
 с формированием у обучающихся системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных
ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире
в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе,
готовности руководствоваться ими в деятельности;

 с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и
связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационносмыслового и операционно-технического компонентов, к учебнопрофессиональной деятельности, реализующей профессиональные и
личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на
уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с
самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный
смысл и становятся действенными;
 с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к
теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к
самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к
построению индивидуальной образовательной траектории;
 с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
 с
самостоятельным
приобретением
идентичности;
повышением
требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим
реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям;
ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на
других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности,
или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления
личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского
возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных
планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я».
Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее
ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами,
переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому
периоду фактически завершается становление основных биологических и
психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного
существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте
предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку
и определение своего места во взрослом мире.
Основная образовательная программа формируется с учетом принципа
демократизации,
который
обеспечивает
формирование
и
развитие
демократической культуры всех участников образовательных отношений на
основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через
развитие органов государственно-общественного управления образовательной
организацией.
Основная образовательная программа формируется в соответствии с
требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей,
потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) при получении среднего общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования
для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации
или образовательной организации высшего образования, профессиональной
деятельности и успешной социализации.
Учебный план школы содержит две составляющие: обязательную часть и
вариативную, включающую в том числе внеурочную деятельность.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с
действующими санитарными нормами.
Основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе
детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей,
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием
возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды посёлка для приобретения опыта реального управления и
действия.
МКОУ Костаревской СШ – общеобразовательная организация, реализующая
программы базового уровня. Деятельность педагогического коллектива школы
ориентирована на практическое освоение современных активных методов и
технологий обучения и воспитания на основе личностно-ориентированного
подхода, что соответствует требованиям федерального государственного
образовательного стандарта.
Технологичность образовательной деятельности обусловлена:
 ориентацией на использование информационно-коммуникационных
технологий в сочетании со здоровьесберегающими технологиями и
технологиями личностно-ориентированного обучения: проблемными,
развивающего обучения, рефлексивного обучения, технологиями развития
критического мышления, проектными, диалоговыми, исследовательскими

способствующими формированию универсальных учебных действий
обучающихся;
 выбором разнообразных способов оценки и учета достижений школьников,
в том числе основанных на самооценочных процессах («Портфолио»,
психолого-педагогические «Карты индивидуального развития»).
Для
внедрения
в
образовательную
деятельность
информационнокоммуникационных технологий в школе среднего общего образования созданы
максимально возможные условия:
 обеспечен доступ в сеть Интернет; постоянно функционирует электронная
почта, созданы условия для реализации дистанционного обучения;
 имеется сайт школы;
 обучающиеся внесены в базу АИС «Электронный журнал»,
 имеется оборудованный кабинет информатики на 8 рабочих мест,
В целом в организации образовательной деятельности имеется возможность
использования принтеров, копировальных аппаратов, сканеров, мультимедийных
проекторов.
МКОУ Костаревской СШ как образовательная организация, реализующая
основную образовательную программу среднего общего образования, обязуется
обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных
представителей) как участников образовательных отношений:
 с Уставом школы, образовательной программой среднего общего
образования и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательной деятельности;
 с их правами и обязанностями в части формирования и реализации
основной образовательной программы среднего общего образования,
установленными законодательством Российской Федерации и уставом
образовательной организации.
Цель деятельности школы: всестороннее развитие личности каждого
обучающегося, максимальная реализация его творческих и интеллектуальных
способностей.
Миссия школы: выполнение социального заказа общества, родителей,
направленного на формирование общечеловеческих ценностей. Главным
ориентиром является максимальная реализация возможностей школьника,
выпускника в обществе, проявляющаяся посредством становления достойного
гражданина Отечества, представителя национальной интеллигенции, способного
к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию и созиданию.
Культурно-образовательное пространство школы среднего общего образования
является неотъемлемой составляющей единой целостной системы непрерывного
школьного образования, включающей три этапа возрастного развития: начальное
общее образование – «школа развития», основное общее образование – «школа
выбора», среднее общее образование – «школа самоопределения». Среднее общее
образование является звеном в непрерывной системе образования школы и

осуществляет преемственные связи с начальным и основным образованием через
организацию.
Цель деятельности среднего общего образования: формирование личности
ученика школы как человека Успеха, реализующего творческие и
интеллектуальные способности в микро-социуме (образовательная среда школы,
посёлка, района).
Стратегические ориентиры среднего общего образования направлены на
формирование ведущего качества личности школьника – «успешность». При этом
показателями результата становятся:
 сформированность
личностных
качеств
самоопределения,
смыслоообразования, морально-этической ориентации;
 формированность необходимого уровня универсальных учебных действий
как совокупности способов действий, определяющих основное умение
обучающегося, - умение учиться;
 присвоение необходимого уровня предметных знаний, формирующих
способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, в том числе на основе метапредметных действий.
Принципиальными идеями, на основе которых организуется образовательная
деятельность среднего общего образования, считаем:
 преемственность во всех аспектах образовательной деятельности;
 открытость образовательного пространства;
 системно-деятельностный подход;
 личностно-ориентированная направленность обучения и воспитания;
 взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности.
Образовательная деятельность строится таким образом, чтобы каждый ученик
имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных
действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье,
достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных
для успешного профессионального самоопределения.
В связи с этим главным и конечным результатом работы средней школы
должны стать:
1) Модель выпускника средней школы:
Выпускник средней школы должен:
1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал
по всем предметам школьного учебного плана.
2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм
жизни в обществе.
3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.
4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:
 овладение культурой учебного труда;
 овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

 овладение рефлексивной деятельностью;
 умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом,
семьей, друзьями);
 способность вести здоровый образ жизни;
 иметь знаний о себе как личности;
 умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;
 проявлять активную жизненную позицию.
2) Портрет выпускника:
 любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык,
уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;осознающий
и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности
общества, многонационального российского народа, человечества;
 активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,
науки и творчества;
 умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования
для жизни и деятельности, способный применить полученные знания
на практике;
 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий
свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности
перед семьёй, обществом, Отечеством;
 уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов;
 осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового
и экологично целесообразного образа жизни, безопасного для человека
и окружающей его среды;
 ориентирующийся
в мире
профессий,
понимающий
значение
профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого
развития общества и природы.
Основная образовательная программа среднего общего образования реализуется
через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами. Внеурочная
деятельность организуется в соответствии запросами обучающихсяя и
возможностями образовательной организации. Она организуется в таких формах,
как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно-полезные практики и т.д. Внеурочная деятельность
организована во второй половине дня. Организованная внеурочная деятельность
дает возможность обеспечить реализацию потребностей обучающихся в
дополнительном образовании и развитие творческого потенциала во внеучебной
деятельности.
Для развития потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья
разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части,
касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими
обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образования, закреплены в заключённом между ними и образовательной
организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за
конечные результаты освоения основной образовательной программы.
МКОУ Костаревской СШ имеет достаточно ресурсов, позволяющих
организовать разные виды образовательной деятельности и реализовать
федеральный государственный образовательный стандарт в полном объеме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».