Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Этика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Цель учебного предмета «Этика» состоит в формировании у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения.
Задачи:
― формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;
― формирование основ финансовой грамотности;
― усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил;
― формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение их дифференцировать;
― формирование основ финансовой грамотности;
― коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер обучающегося.
Этика - учебный предмет, направленный на формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового
возраста, на овладение элементарным основами финансовой грамотности, на развитие у умственно отсталых учеников навыков социального
поведения в ближайшем окружении: в семье, со сверстниками, старшими, в трудовой деятельности, во время отдыха и др.
Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий
(товарищество, совесть, дружба, любовь, трудолюбие и др.), их проявлений или искажений в человеческих отношениях учащиеся учатся
дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое
использование следующих форм организации учебного процесса: просмотр видеосюжетов, художественных фильмов с анализом ситуаций,
беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки и др. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной
проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию.
Согласно учебному плану на предмет «Этика» выделено: в 10-а классе – 1 час в неделю, в год 34 часа, в 11-а классе – 1 час в неделю, в год
34 часа.
В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть
организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.
2
№
п/п
1
2
3
4
5
6
№
п/п
1
2
3
4
5
Тематический план предмета «Этика», 10 класс
Тема раздела
Кол-во часов
Введение
Основные понятия этики
Этика межличностных отношений
Этика родительских отношений
Этика производственных (деловых) отношений
Обобщение
Итого:
5
7
12
4
5
1
34
Тематический план предмета «Этика», 11 класс
Тема раздела
Кол-во часов
Повторение
Основные понятия этики
Этика межличностных отношений
Этика родительских отношений
Этика производственных (деловых) отношений
Итого:
5
6
14
5
4
34
Содержание учебного предмета Этика, 10 класс
№ Наименование раздела Краткая характеристика содержания раздела
Введение
Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила, регулирующие
отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми.
Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно; на примере
отдельных понятий). История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные
понятия
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение». Легко ли всегда
этики
быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому
человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие
взглядов на добро и зло в разное историческое время.
3
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других
людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным
человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления
доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг,
просмотренных кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни
совести» и др.
Этика межличностных
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна
отношений
дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ― основа настоящей
дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружбасоперничество, дружба-компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы
разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные
представления о счастье у разных людей: материальный достаток; карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования,
предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки непростительны для
человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной
семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка.
Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с родителями.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего
хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения
конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода.
Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства.
Этика
родительских
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи:
4
отношений
Этика
производственных
отношений
материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники
и родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный,
демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили
отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на
характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов.
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими.
Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
Деловой этикет.
Содержание учебного предмета Этика, 11 класс
№ Наименование раздела Краткая характеристика содержания раздела
Повторение
Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила, регулирующие
отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми.
Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно; на примере
отдельных понятий).История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные
понятия
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение». Легко ли всегда
этики
быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому
человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие
взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других
людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным
человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления
доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг,
просмотренных кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни
совести» и др.
Этика межличностных
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна
5
отношений
дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ― основа настоящей
дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружбасоперничество, дружба-компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы
разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные
представления о счастье у разных людей: материальный достаток; карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования,
предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки непростительны для
человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной
семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка.
Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с родителями.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего
хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения
конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода.
Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства.
Этика
родительских
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи:
отношений
материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники
и родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный,
демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили
отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на
характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов.
6
Этика
производственных
отношений
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими.
Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с
руководителем: особенности вербального и невербального общения.
Деловой стиль одежды.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Учащиеся должны:
- иметь представление о том, что изучает предмет;
- понимать, что каждый человек, живущий в обществе, есть индивид с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);
- иметь представление о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о
культуре поведения влюбленных;
- иметь представление о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта (между друзьями, товарищами, родителями и
детьми);
- знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников;
- знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание
собственной семьи;
- учащиеся должны понимать и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса
Учащиеся должны:
- знать определение понятия «семья», понимать значение семьи в жизни человека;
- понимать, что каждый человек, живущий в обществе, есть индивид с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);
- понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи;
- иметь представление об экономике и быте семьи;
- иметь представление об основах семейного законодательства;
- иметь представление о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и
здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- иметь представление о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оценочные материалы.
Оценка предметных результатов.
7
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в
соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают
предметные результаты. Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися содержания учебного предмета «Этика»,
умений и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Оценка достижения предметных результатов
ведётся в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль осуществляется в виде контрольно-измерительной деятельности:
- поурочный устный контроль (устный опрос, проведение наблюдений);
- поурочный письменный контроль (работа по карточкам, самостоятельная работа);
- периодический письменный контроль (контрольный тест).
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме контрольного теста.
В целом оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов
должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. При оценивании предметных результатов освоения АООП
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве
усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие
науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний. Усвоенные предметные результаты
оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или
преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность
выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено
по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Критерии оценивания по этике
Оценки
"5"
Устные ответы
Понимает смысл вопросов и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями, соблюдая связанность слов в предложении.
Приводит примеры жизненных ситуаций, раскрывающие те или иные положения,
аргументы, их подтверждающие, делает вывод.
Письменные ответы
Работу на карточках выполняет
самостоятельно в полном объеме.
Тестовые задания (для 1гр)
выполняет в объеме 80-100%.
8
"4"
Дает полные ответы на вопросы, но нарушена связанность слов в построении
предложения.
Недостаточно точно приводит примеры, затрудняется сделать вывод.
"3"
Дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, материал излагает
недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя.
Самостоятельно не может обобщить и привести примеры на полученные знания и
сделать вывод.
Работу на карточках выполняет
самостоятельно в полном объеме, но
имеются неточности, исправления.
Тестовые задания (для 1 гр)
выполняет в объеме 65-80%.
Задания на карточках выполняет
после объяснения, имеются
неточности, исправления или
задание выполнено наполовину.
Тестовые задания (для 1гр)
выполняет в объеме 50-65%.
Контроль и учет предметных результатов достижений обучающихся 10 класса
№ урока
Вид контроля
(Промежуточный (КР на начало и конец года), периодический (тематический контроль) – тесты,
диктанты, КР в течение года
5.
12.
24.
28.
33
34.
план
факт
Введение
Основные понятия этики
Этика межличностных отношений
Этика родительских отношений
Этика производственных (деловых) отношений
Контрольный тест
Контроль и учет предметных результатов достижений обучающихся 11 класса
№ урока
Вид контроля
(Промежуточный (КР на начало и конец года), периодический (тематический контроль) – тесты,
диктанты, КР в течение года
5.
Дата
Дата
план
факт
Повторение
9
11
25
30
34
Основные понятия этики
Этика межличностных отношений
Этика родительских отношений
Этика производственных (деловых) отношений
Контрольно-измерительные материалы по предмету (контрольные годовые тесты) представлены в Приложении 1 к программе.
№
1.
2.
3.
Календарно-тематическое планирование Этика, 10 класс
Тема раздела, урока
Кол Дата
Цели (обучающая, развивающая,
-во
провед воспитательная)
часо ения
в
Введение
5
Что такое этика.
1
- объяснить учащимся смысл понятия «этика»,
дать общее представление о том, что изучает
предмет; - развивать умение самостоятельно
находить
необходимую
информацию
на
вопросы по теме, аргументировать свои ответы,
приводить примеры из жизни; - прививать
интерес к изучению предмета.
Правила этикета.
1
- дать общее представление о правилах этикета;
- развивать умение самостоятельно находить
необходимую информацию на вопросы по теме,
аргументировать свои ответы, приводить
примеры из жизни; - прививать интерес к
изучению предмета
Роль этических норм и 1
- формировать знания о роли этических норм и
правил
в
жизни
правил в жизни человека; - развивать умение
человека.
выделять главную мысль в текстовом
материале,
сопоставлять
и
сравнивать
предложенные жизненные ситуации и делать
Основные понятия (словарь)
Практическая деятельность
Работа с презентацией: Что такое
этика. Запись в тетрадь формулировки
понятия,
чертеж
таблицы
–
выполнение задания
7о 4п Анализ ситуаций, выполнение
заданий
в
презентации,
запись
основных понятий в тетрадь
6к/р 5,6 Работа с презентацией:
Культура
поведения,
культура
приветствия.
Анализ
ситуаций,
выполнение заданий в презентации,
запись основных понятий в тетрадь
10
4.
История
1
происхождения
некоторых этических
правил
(краткий
обзор).
5.
Обобщение по разделу.
1
6.
Основные
этики
Честность.
1
выводы; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
- формировать знания учащихся об истории 7д 4 Просмотр видеосюжета, анализ,
происхождения некоторых этических правил; - запись основных понятий в тетрадь
развивать умение выделять главную мысль в
текстовом материале, сопоставлять и сравнивать
предложенные жизненные ситуации и делать
выводы; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
- закрепить знания по изученным темам; - Самостоятельная работа
развивать
способность
самостоятельно
сопоставлять и сравнивать предложенные
жизненные ситуации, делать выводы; воспитывать аккуратность в работе
понятия 7
7.
Честность и ложь.
1
8.
Добро и зло.
1
9.
Доброта.
1
- дать представление о понятии честь; развивать умение самостоятельно находить
необходимую информацию по теме, приводить
примеры из собственного личного опыта, давать
оценку предложенным жизненным ситуациям; формировать активную жизненную позицию.
- формировать знания о честности и лжи; развивать умение самостоятельно находить
необходимую информацию по теме, приводить
примеры из собственного личного опыта, давать
оценку предложенным жизненным ситуациям; формировать активную жизненную позицию.
- формировать знания о добре и зле; - умение
самостоятельно
находить
необходимую
информацию по теме, приводить примеры из
жизни;
воспитывать
внимательность,
отзывчивость.
- формировать знания о понятии «доброта»; -
5-С., с.71 Просмотр видеосюжета: Что
значит быть честным. Выполнение
заданий
на
карточках,
запись
основных понятий в тетрадь
Просмотр видеосюжета: «Ложь во
спасение». Выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
Просмотр
видеосюжета:
Представления людей о добре и зле:
что такое добро, как проявляется зло.
Выполнение заданий на карточках,
запись основных понятий в тетрадь
6к/р 16 Просмотр видеосюжета.
11
развивать
умение выделять
главное в
прочитанной части текста, самостоятельно
определять в человеке качества характера через
его поступки; - прививать элементарные нормы
поведения в обществе, воспитывать активную
жизненную позицию.
- дать представление о доброжелательности как
черте характера человека; - развивать умение
самостоятельно
находить
необходимую
информацию по теме; - формировать активную
жизненную позицию.
Выполнение заданий на карточках,
запись основных понятий в тетрадь
10.
Доброжелательность
1
как черта характера
человека.
11.
Совесть.
1
- дать представление о совести как черте
характера человека; - развивать умение
самостоятельно
находить
необходимую
информацию по теме, анализировать ситуации и
делать выводы; - формировать активную
жизненную позицию.
12.
Обобщение по разделу.
1
- закрепить знания по изученным темам; - Самостоятельная работа
развивать способность самостоятельно работать
с текстовым материалом; - воспитывать
аккуратность в работе.
12
13.
Этика
межличностных
отношений
Общение.
1
Беседа:
Что
значит
быть
доброжелательным
человеком:
внешние
признаки
доброжелательности (тон речи, сила
голоса,
мимика).
Проявления
доброжелательности в повседневной
жизни. Анализ ситуаций, выполнение
заданий
в
презентации,
запись
основных понятий в тетрадь
Объяснение выражений на основе
анализа конкретных ситуаций из
прочитанных книг, просмотренных
кинофильмов, личного опыта: «чистая
совесть», «совесть замучила», «ни
стыда, ни совести» и др. Анализ
ситуаций, выполнение заданий.
- формировать знания об общении, важной 6д 27 Анализ ситуаций, выполнение
составляющей
взаимодействия
людей;
- заданий
в
презентации,
запись
развивать умение самостоятельно приводить основных понятий в тетрадь.
примеры из собственного личного опыта; 12
14.
Дружба.
Типы 1
дружеских отношений.
15.
Для чего человеку 1
нужна дружба.
16.
Конфликты
отношениях друзей.
17.
Этические правила в 1
отношениях друзей.
18.
Любовь.
в 1
1
формировать активную жизненную позицию.
- формировать знания о дружбе; - развивать
умение
самостоятельно
давать
оценку
предложенным жизненным ситуациям; формировать активную жизненную позицию.
- закрепить знания о дружбе; - развивать
способность концентрировать внимание на
воспринимаемом на слух материале путем
постановки познавательных задач и вопросов
перед каждой частью пройденного материала; воспитывать отзывчивость и искренность
- формировать знания о конфликтах в
отношениях людей; - развивать умение
разрешать конфликты и споры мирным путем,
самостоятельно определять в человеке качества
характера через его поступки; - воспитывать
уважение к окружающим.
- формировать знания об этических правилах в
отношениях друзей; - развивать умение
самостоятельно определять в человеке качества
характера через его поступки; - воспитывать
положительные качества характера в процессе
самостоятельной и коллективной работы.
познакомить
учащихся
с
научным
объяснением понятия любовь, рассказать о
причинах и последствиях непонимания этого
чувства; - развивать умение выделять главную
мысль в прочитанной части текста; воспитывать любовь к своим родным, близким
людям, уважение к окружающим.
6к/р 4в Дружба ― чувство, присущее
человеку. Как возникает дружба.
Дружба истинная и мнимая. Дружбасоперничество, дружба-компанейство
Просмотр
видеосюжета,
анализ
ситуаций, выполнение заданий в
презентации,
запись
основных
понятий в тетрадь
6д О Беседа о различии дружеских
отношений и отношений в коллективе.
Лидеры. Группы формальные и
неформальные.
6д 28 Причины возникновения
конфликтов, способы их разрешения.
Анализ ситуаций, выполнение заданий
на карточках, запись основных
понятий в тетрадь
к/р 13, 19, 21 Анализ ситуаций,
выполнение заданий в презентации,
запись основных понятий в тетрадь
к/р 11 Что такое любовь. Анализ
ситуаций, выполнение заданий, запись
основных понятий в тетрадь
13
19.
Представление людей о 1
счастье. Любовь и
счастье.
20.
Этика
взаимоотношений
юноши и девушки.
1
21.
Брак и молодая семья.
1
22.
Экономика
и
молодой семьи.
23.
Семейные конфликты. 1
Причины
распада
семьи.
быт 1
- объяснить учащимся значение понятия
«счастье», формировать представление о
смысле жизни человека; - развивать умение на
примере жизненных ситуаций разбираться, что
хорошо и что плохо для человека в его стране,
находить
необходимую
информацию
на
поставленные
по теме вопросы и давать
аргументированные ответы, используя свой
личный опыт; - воспитывать активную
гражданскую позицию.
- рассказать о нормах взаимоотношений юноши
и девушки; - развивать умение анализировать
жизненные ситуации и делать выводы; воспитывать любовь и уважение к родным,
близким людям.
8с.-с.4 Что такое счастье. Анализ
ситуаций, выполнение заданий, запись
основных понятий в тетрадь
Работа с презентацией: Влюбленность
и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры
влюбленных.
Взаимные
уступки. Как прощать обиды; какие
поступки
непростительны
для
человека. Просмотр видеосюжетов из
фильмов.
Анализ
ситуаций,
выполнение заданий, запись основных
понятий в тетрадь
Работа с презентацией: Брак и его
мотивы. Молодая семья и ее первые
шаги в самостоятельной семейной
жизни. Анализ ситуаций, выполнение
заданий, запись основных понятий в
тетрадь
Работа с презентацией: Потребности
семьи.
Организация
и
ведение
домашнего
хозяйства.
Анализ
ситуаций, выполнение заданий, запись
основных понятий в тетрадь
- познакомить учащихся с понятиями брак и
молодая семья ; - развивать умение выделять
главную мысль в текстовом материале,
сопоставлять и сравнивать предложенные
жизненные ситуации и делать выводы; воспитывать активную гражданскую позицию.
-познакомить учащихся с основами экономики и
быта молодой семьи; - формировать умение
выделять главную мысль в части текста по
плану, составленному по ходу изучения темы; воспитывать уважение к
родным, близким
людям.
- формировать знания о причинах семейных Работа с презентацией: Причины
конфликтов, о предотвращении возникновения семейных конфликтов. Предотвращеконфликтов, способах их разрешения; - ние
возникновения
конфликтов,
14
24.
Обобщение по разделу.
25.
Этика родительских 4
отношений
Семья. Родители и 1
дети. Семейные связи:
материальные,
духовные, дружеские.
26.
Значение родителей в 1
жизни ребенка.
27.
Правила поведения в 1
семье, между родными
и близкими.
28.
Обобщение по разделу.
1
Этика
производственных
5
1
корригировать умение составлять краткий план
ответа по прочитанному тексту; воспитывать
положительные качества характера в процессе
коллективной работы.
- закрепить знания по изученным темам; развивать способность самостоятельно работать
с текстовым материалом; - воспитывать
аккуратность в работе.
способы
разрешения.
Анализ
ситуаций, выполнение заданий, запись
основных понятий в тетрадь
Самостоятельная работа.
- дать общее представление о значении семьи в
жизни
человека;
развивать
умение
анализировать прочитанный текст с помощью
наводящих вопросов учителя; - воспитывать
активную жизненную позицию.
Работа с презентацией: Что такое
семья. Семья в жизни человека. Место
и роль ребенка в семье. Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
- рассказать о значении родителей в жизни Анализ ситуаций, выполнение заданий
ребенка; - формировать умение выделять на карточках, запись основных
главное в тексте по наводящим вопросам понятий в тетрадь
учителя; - воспитывать любовь и уважение к
родным, близким людям.
- формировать знания о правила поведения в Забота о близких, внимание и
семье, между родными и близкими.; - развивать уважение к ним как основа прочных
умение на примере жизненных ситуаций отношений в семье. Анализ ситуаций,
находить
необходимую
информацию
на выполнение заданий на карточках,
поставленные по теме вопросы и давать запись основных понятий в тетрадь
аргументированные ответы; - воспитывать
активную гражданскую позицию.
- закрепить знания по изученным темам; - Самостоятельная работа
развивать способность самостоятельно работать
с текстовым материалом; - воспитывать
аккуратность в работе.
15
29.
(деловых) отношений
Человек и труд.
1
30.
Выбор профессии.
1
31.
Сотрудничество
соперничество.
32.
На пути к жизненному 1
успеху.
Деловой
этикет.
33.
Обобщение по разделу.
34.
Обобщение
Обобщение
и 1
1
1
по 1
- дать представление о понятиях человек и труд;
- развивать умение самостоятельно находить
ответ на поставленный вопрос по теме; прививать элементарные нормы поведения в
обществе.
- дать представление о том, что работа является
основой жизни взрослого человека, объяснить
необходимость выбора профессии; - развивать
умение находить необходимую информацию к
вопросам по теме, анализировать, делать
выводы, аргументировать свои ответы по
предложенным жизненным ситуациям; воспитывать трудолюбие
- рассказать о сотрудничестве и соперничестве; развивать умение употреблять в своей речи
слова-прилагательные, обозначающие черты
личности человека, путем подбора примеров к
каждой выделенной черте; - воспитывать
сдержанность и внимательность.
- рассказать о роли труда в жизни человека,
формировать знания деловом этикете; развивать умение находить необходимую
информацию
к
вопросам
по
теме,
анализировать, делать выводы, аргументировать
свои ответы по предложенным жизненным
ситуациям; - воспитывать уважение к труду
людей разных профессий.
- закрепить знания по изученным темам; развивать способность самостоятельно работать
с текстовым материалом; - воспитывать
аккуратность в работе
6д О Просмотр видеосюжета. Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
6д О Просмотр видеосюжета. Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
6д О Просмотр видеосюжета. Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
6д О Просмотр видеосюжета. Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
Просмотр видеосюжета, выполнение
заданий на карточках
- закрепить знания по изученным темам; - Самостоятельная работа
16
разделам. Контрольный
тест.
развивать способность самостоятельно работать
с текстовым материалом; - воспитывать
аккуратность в работе
Календарно-тематическое планирование Этика, 11 класс
№ Тема раздела, урока
Кол Дата
Цели
(образовательные,
коррекционные,
-во
проведе воспитательные)
час. ния
Повторение
5
1.
Что такое этика.
1
- объяснить учащимся смысл понятия «этика»,
Правила этикета.
дать общее представление о правилах этикета;
- развивать умение самостоятельно находить
необходимую информацию на вопросы по
теме, аргументировать свои ответы, приводить
примеры из жизни; - прививать интерес к
изучению предмета.
2.
Этические нормы и 1
- формировать знания о роли этических норм и
правила
в
жизни
правил в жизни человека; - развивать умение
человека.
самостоятельно
находить
необходимую
информацию
на
вопросы
по
теме,
аргументировать свои ответы, приводить
примеры из жизни; - прививать интерес к
изучению предмета
3.
От
чего
зависят 1
- формировать знания о том, от чего зависят
поступки людей.
поступки людей; - развивать умение выделять
главную мысль в текстовом материале,
сопоставлять и сравнивать предложенные
жизненные ситуации и делать выводы; воспитывать активную гражданскую позицию.
4.
Эволюция этических 1
-дать представление учащимся об эволюции
взглядов,
норм
и
этических взглядов, норм и правил в разное
правил
в
разное
историческое время; - развивать умение
историческое время.
находить необходимую информацию на
Основные понятия
Основные
виды
деятельности
учебной
Работа с презентацией: Что такое
этика. 7о 4п Анализ ситуаций,
выполнение заданий в презентации,
запись основных понятий в тетрадь
6к/р 5,6 Работа с презентацией:
Культура
поведения,
культура
приветствия.
Анализ
ситуаций,
выполнение заданий в презентации,
запись основных понятий в тетрадь
Работа с презентацией:
Понятия – ум, воля, характер. Анализ
ситуаций, выполнение заданий в
презентации,
запись
основных
понятий в тетрадь
5-с.,
с.9
7д 4 Просмотр видеосюжета. История
происхождения некоторых этических
правил (краткий обзор). Выполнение
заданий
на
карточках,
запись
17
5.
Обобщение по разделу.
6.
Основные
понятия 6
этики
Честность и ложь.
1
1
7.
Правила
взаимоотношений.
8.
Добро и зло. Добрые 1
поступки
в
жизни
людей.
9.
Доброжелательность
1
как черта характера
человека.
1
поставленные по теме вопросы и давать основных понятий в тетрадь
аргументированные ответы; - воспитывать
активную гражданскую позицию.
- закрепить знания по изученным темам; - Самостоятельная работа
развивать
способность
самостоятельно
работать
с текстовым материалом;
воспитывать аккуратность в работе
- формировать знания о честности и лжи; развивать умение самостоятельно находить
необходимую информацию по теме, приводить
примеры из собственного личного опыта,
давать оценку предложенным жизненным
ситуациям;
формировать
активную
жизненную позицию.
формировать
знания
о
правилах
взаимоотношений; - умение самостоятельно
находить необходимую информацию по теме,
приводить примеры из жизни; - воспитывать
внимательность отзывчивость.
- формировать знания о добре и зле; - умение
самостоятельно
находить
необходимую
информацию по теме, приводить примеры из
жизни;
воспитывать
внимательность,
отзывчивость.
- дать представление о доброжелательности
как черте характера человека; - развивать
умение
самостоятельно
находить
необходимую информацию по теме; формировать активную жизненную позицию.
5-С., с.71 Работа с презентацией: Что
значит быть честным. «Ложь во
спасение». Просмотр видеосюжета.
Выполнение заданий на карточках,
запись основных понятий в тетрадь
6д 18 Работа с презентацией: Легко ли
всегда быть честным. Как нужно
говорить правду другому человеку,
чтобы не обидеть его Просмотр
видеосюжета. Выполнение заданий на
карточках
6к/р 16 6д 13 Работа с презентацией:
Представления людей о добре и зле:
что такое добро, как проявляется зло.
Просмотр видеосюжета. Выполнение
заданий на карточках
Работа с презентацией: Что значит
быть доброжелательным человеком:
внешние
признаки
доброжелательности (тон речи, сила
голоса,
мимика).
Проявления
доброжелательности в повседневной
жизни. Анализ ситуаций, выполнение
18
10.
Совесть.
1
- формировать знания о совести; - развивать
умение
самостоятельно
находить
необходимую информацию по теме, приводить
примеры
из
жизни;
воспитывать
внимательность, отзывчивость.
11.
Обобщение по разделу.
1
- закрепить знания по изученным темам; развивать
способность
самостоятельно
работать
с текстовым материалом;
воспитывать аккуратность в работе
14
12.
Этика
межличностных
отношений
Общение.
1
13.
Дружба.
Дружеские 1
отношения
14.
Конфликты
отношениях друзей.
15.
Этические правила в 1
в 1
- формировать знания об общении, важной
составляющей взаимодействия людей; развивать умение самостоятельно приводить
примеры из собственного личного опыта; формировать активную жизненную позицию.
- закрепить знания о дружбе; - развивать
способность концентрировать внимание на
воспринимаемом на слух материале путем
постановки познавательных задач и вопросов
перед каждой частью пройденного материала;
- воспитывать отзывчивость и искренность
- формировать знания о конфликтах в
отношениях людей; - развивать умение
разрешать конфликты и споры мирным путем,
самостоятельно
определять
в
человеке
качества характера через его поступки; воспитывать уважение к окружающим.
- формировать знания об этических правилах в
заданий
в
презентации,
запись
основных понятий в тетрадь
Объяснение выражений на основе
анализа конкретных ситуаций из
прочитанных книг, просмотренных
кинофильмов, личного опыта: «чистая
совесть», «совесть замучила», «ни
стыда, ни совести» и др. Анализ
ситуаций, выполнение заданий.
Самостоятельная работа
6д 17 27 Анализ ситуаций, выполнение
заданий
в
презентации,
запись
основных понятий в тетрадь.
6к/р 4в Работа с презентацией: Дружба
― чувство, присущее человеку. Как
возникает
дружба.
Просмотр
видеосюжета,
анализ
ситуаций,
выполнение заданий в презентации,
запись основных понятий в тетрадь
6д 28 Работа с презентацией: Причины
возникновения конфликтов, способы
их разрешения. Анализ ситуаций,
выполнение заданий на карточках,
запись основных понятий в тетрадь
к/р 13, 19, 21 Анализ ситуаций,
19
отношениях друзей.
16.
Любовь.
17.
Представление людей о 1
счастье.
18.
Любовь и счастье.
1
19.
Этика
взаимоотношений
юноши и девушки.
1
1
отношениях друзей; - развивать умение
самостоятельно
определять
в
человеке
качества характера через его поступки; воспитывать
положительные
качества
характера в процессе самостоятельной и
коллективной работы.
- формировать знания о научном объяснении
понятия любовь, рассказать о причинах и
последствиях непонимания этого чувства; развивать умение выделять главную мысль в
прочитанной части текста; - воспитывать
любовь к своим родным, близким людям,
уважение к окружающим.
- объяснить учащимся значение понятия
«счастье», формировать представление о
смысле жизни человека; - развивать умение на
примере жизненных ситуаций разбираться, что
хорошо и что плохо для человека в его стране,
находить необходимую информацию на
поставленные по теме вопросы и давать
аргументированные ответы, используя свой
личный опыт; - воспитывать активную
гражданскую позицию.
- дать общее представление о понятиях
Любовь и Счастье (материальный достаток;
карьера); семья; - формировать умение
выделять главное в тексте по наводящим
вопросам учителя, анализировать ситуации и
делать выводы; - воспитывать активную
жизненную позицию.
выполнение заданий в презентации,
запись основных понятий в тетрадь
к/р 11 Просмотр видеосюжета: Что
такое любовь. Анализ ситуаций,
выполнение заданий, запись основных
понятий в тетрадь
8с.-с.4 Работа с презентацией: Что
такое счастье. Анализ ситуаций,
выполнение заданий, запись основных
понятий в тетрадь
Работа
с
презентацией:
Многозначность понятий «любовь» и
«счастье». Просмотр видеосюжетов.
Разные представления о счастье у
разных
людей:
материальный
достаток; карьера; семья. Анализ
ситуаций, выполнение заданий, запись
основных понятий в тетрадь
- рассказать о нормах взаимоотношений 6д 31 13 Работа с презентацией: Кого и
юноши и девушки; - развивать умение за что можно любить? Влюбленность и
анализировать жизненные ситуации и делать любовь. Романтическая любовь. Ссоры
20
20.
Брак, мотивы, молодая 1
семья.
21.
Социальные
молодоженов.
Материнство
отцовство
роли 1
и
22.
Экономика
и
молодой семьи.
быт 1
23.
Семейные конфликты
1
выводы; - воспитывать любовь и уважение к влюбленных. Взаимные уступки. Как
родным, близким людям.
прощать обиды; какие поступки
непростительны
для
человека.
Просмотр видеосюжетов из фильмов.
Анализ
ситуаций,
выполнение
заданий, запись основных понятий в
тетрадь
- познакомить учащихся с понятиями брак, Работа с презентацией: Брак и его
мотивы и молодая семья ; - развивать умение мотивы. Молодая семья и ее первые
выделять главную мысль в текстовом шаги в самостоятельной семейной
материале,
сопоставлять
и
сравнивать жизни. Анализ ситуаций, выполнение
предложенные жизненные ситуации и делать заданий, запись основных понятий в
выводы;
воспитывать
активную тетрадь
гражданскую позицию.
- формировать знания о социальной роли Работа с презентацией: Взаимопомощь
молодоженов, об отношениях и взаимопомощи в молодой семье. Анализ ситуаций,
в молодой семье; - развивать умение на выполнение заданий, запись основных
примере жизненных ситуаций находить понятий в тетрадь.
необходимую информацию на поставленные
по теме вопросы и давать аргументированные
ответы; - воспитывать активную гражданскую
позицию.
-познакомить учащихся с основами экономики Работа с презентацией: Потребности
и быта молодой семьи; - формировать умение семьи.
Организация
и
ведение
выделять главную мысль в части текста по домашнего
хозяйства.
Анализ
плану, составленному по ходу изучения темы; ситуаций, выполнение заданий, запись
- воспитывать уважение к родным, близким основных понятий в тетрадь
людям.
- формировать знания о причинах семейных Работа с презентацией: Причины
конфликтов, о предотвращении возникновения семейных конфликтов. Предотвращеконфликтов, способах их разрешения; - ние
возникновения
конфликтов,
корригировать умение составлять краткий способы
разрешения.
Анализ
план ответа по прочитанному тексту; ситуаций, выполнение заданий, запись
воспитывать
положительные
качества основных понятий в тетрадь
21
24.
Развод.
Причины 1
распада семьи.
25.
Обобщение по разделу.
26.
1
Этика родительских 5
отношений
Семья
в
жизни 1
человека.
27.
Дети
и
родители. 1
Ребенок в жизни семьи.
28.
Конфликты
родителями.
29.
Правила поведения в 1
семье,
родными
и
близкими.
с 1
характера в процессе коллективной работы.
- формировать знания о причинах распада
семьи; - корригировать умение составлять
краткий план ответа по прочитанному тексту;
воспитывать
положительные
качества
характера в процессе коллективной работы.
Работа с презентацией: Нравственное
поведение в ситуации развода. Работа
с
некоторыми
положениями
Гражданского
законодательства.
Анализ
ситуаций,
выполнение
заданий, запись основных понятий в
тетрадь
- закрепить и знания по изученным темам; - Самостоятельная работа.
развивать
способность
самостоятельно
работать
с текстовым материалом;
воспитывать аккуратность в работе.
- дать общее представление о значении семьи в
жизни
человека;
развивать
умение
анализировать прочитанный текст с помощью
наводящих вопросов учителя; - воспитывать
активную жизненную позицию.
Работа с презентацией: Что такое
семья. Семья в жизни человека. Место
и роль ребенка в семье. Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
- дать представление о детях и родителях, роли Анализ ситуаций, выполнение заданий
ребенка в жизни семьи ; - развивать умение на карточках, запись основных
выделять главную мысль в текстовом понятий в тетрадь.
материале; - воспитывать
активную
гражданскую позицию.
- формировать знания о конфликтах с Работа с презентацией: Причины
родителями; - развивать умение на примере конфликтов.
Предупреждение
и
жизненных ситуаций находить необходимую преодоление конфликтов в семье.
информацию на поставленные
по теме Анализ ситуаций, выполнение заданий
вопросы и давать аргументированные ответы; - на карточках, запись основных
воспитывать активную гражданскую позицию. понятий в тетрадь
- формировать знания о правилах поведения в Анализ ситуаций: Забота о близких,
семье; - развивать умение на примере внимание и уважение к ним как основа
жизненных ситуаций находить необходимую прочных
отношений
в
семье.
22
30.
Обобщение по разделу.
1
4
31.
Этика
производственных
(деловых) отношений
Деловой этикет.
1
32.
На пути к жизненному 1
успеху.
33.
Деловой стиль одежды.
1
34.
Обобщение по разделу
1
информацию на поставленные
по теме Выполнение заданий на карточках,
вопросы и давать аргументированные ответы; - запись основных понятий в тетрадь
воспитывать активную гражданскую позицию.
- закрепить и знания по изученным темам; - Самостоятельная работа
развивать
способность
самостоятельно
работать
с текстовым материалом;
воспитывать аккуратность в работе
- рассказать о нормах делового этикета; развивать умение находить необходимую
информацию
к
вопросам
по
теме,
анализировать,
делать
выводы,
аргументировать свои ответы; - воспитывать
уважение к труду людей разных профессий.
Работа с презентацией: Правила
делового разговора по телефону.
Правила ведения делового разговора с
руководителем:
особенности
вербального и невербального общения.
Просмотр
видеосюжета.
Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
6д О Просмотр видеосюжета. Анализ
ситуаций, выполнение заданий на
карточках, запись основных понятий в
тетрадь
- рассказать о роли труда в жизни человека; развивать умение находить необходимую
информацию к вопросам по теме; воспитывать уважение к труду людей разных
профессий.
- формировать знания о деловом этикете; - Работа с правилами делового этикета
развивать умение выделять главное в тексте по компании. Просмотр видеосюжета,
теме; - воспитывать уважение к окружающим
выполнение заданий на карточках,
запись основных понятий в тетрадь
- закрепить знания по изученным темам; - Просмотр видеосюжета, выполнение
развивать
способность
самостоятельно заданий на карточках
работать
с текстовым материалом;
воспитывать аккуратность в работе
23