Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство" предметной области
"Окружающий мир" включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Обучение обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия обучающегося в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и
правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает
зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель обучения - повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственнобытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой
деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для
формирования бытовой деятельности обучающихся и перспективны для получения в будущем
работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: "Покупки", "Уход за вещами",
"Обращение с кухонным инвентарем", "Приготовление пищи", "Уборка помещений и
территории".
Общая характеристика предмета
В основу предмета «Домоводство» положена система использования вербальных и
невербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной
гигиены, о необходимом наборе обуви, одежды, о продуктах питания и способах приготовления
элементарных блюд. Для подкрепления действий обучающихся и соблюдения ими алгоритма
активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они
многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. При этом важно, чтобы
учащиеся овладели и могли «прочитать» такие символы и пиктограммы, которые стандартно
используются в социуме:на улице, в помещениях, при маркировке продуктов.
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью, их индивидуальных характеристик, учитель на уроках по
данному предмету воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и
социальной защищенности. Это является основой социализации обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью. На уроках частично формируются элементарные навыки
самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурногигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по
образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные
представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо – хорошо, полезно – вредно для
здоровья), о безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся в доступной форме получают
представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо веси себя и
действовать, чтобы пребывание в нем было безопасным и комфортным для себя и
окружающих.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Домоводство» в соответствии учебным планом МКОУ
Костаревской СШ на 2024/2025 учебный год рассчитана на 170 часа в год, 5 раза в неделю (1
час очно, 4 часа для самостоятельного изучения материала) (исходя из 34 учебных недель в
год).
Содержание учебного предмета "Домоводство" представлено следующими разделами:
"Покупки", "Уход за вещами", "Обращение с кухонным инвентарем", "Приготовление
пищи", "Уборка помещений и территории".
Раздел "Покупки".
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении
отделов магазина, кассы. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение
последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет,
выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с
продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при
расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром
товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи,
складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Раздел "Обращение с кухонным инвентарем".
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник,
нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка,
разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка).
Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды.
Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.
Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от
остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды,
ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по
назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник). Знание
правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение
последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых
приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и
посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола:
накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов,
раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
Раздел "Приготовление пищи".
Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении
пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря,
необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка
овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание
продуктов на терке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком,
миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта:
включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка
кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической
плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта:
включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду,
постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время,
перемешивание или переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание
продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката:
включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на
противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время,
вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки.
Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение
последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного
инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытье яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание
воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени
варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности
действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло),
выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы,
нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса,
помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор
продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное,
соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки),
очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками,
нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение
последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат,
масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание
масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка
сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание
котлет.
Раздел "Уход за вещами".
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание
необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья.
Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение
последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего
средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья,
полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки
белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами
температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое
и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье.
Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима.
Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке:
сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание
порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение
машины, вынимание белья.
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор
температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при
глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима,
подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой,
движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание
одежды на "плечики". Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности
действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной
тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение
последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема
на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности
ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Раздел "Уборка помещения и территории".
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности
мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели:
наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка
предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера
раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.
Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в
определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение
основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом.
Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к
работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие
кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки
из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности
действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего
средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной
воды, просушивание мокрых тряпок.
Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна:
наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытье рамы,
вытирание рамы, мытье стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев.
Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты:
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.
-Соблюдение правил учебного поведения.
-Соблюдение очередности. Следование правилам игры.
-Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.
-Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, вобщественных местах.
Возможные предметные результаты:
Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома.
•
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление
пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
•
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности:
стирка, уборка, работа на кухне, др.
•
Соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов,
химических средств бытового назначения.
•
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства,
инструменты, соблюдая правила безопасности
Название
раздела
Количество часов по четвертям
Iч
II ч
III ч
VI ч
Проведено
за год
1
Мониторинг
1
-
-
-
1 час
2
Приготовление пищи
3
7
-
-
10 часов
3
Уход за вещами
-
-
4
4
8 часов
4
Уборка помещения
1
-
6
2
9 часов
5
Уборка территории
2
-
-
-
2 часа
6
Практическая работа
1
1
1
1
4 часа
6
Итого:
8 часов
8 часов
11 часов 7 часов
34 часа
№
Календарно – тематическое планирование по предмету «Домоводство»
на 2024-2025 уч.год
Кол-во
КолДата
Планируемый
Средс
Тема
часов для
проведения
результат
тва
во
самостоятельн
обуче
часов
ого изучения
ния
материала
1
2
3
I четверть - (8 часов очно, 32 часов для самостоятельного изучения материала)
Мониторинг
1
4
Режим питания. Польза
Умение
Предметн Повтор
1
4
продуктовпитания в
ориентироваться ые
яют за
рационе
в режиме
учител
карточки.
ем
питания человека
питания
Посуда и ее
Знают посуду и
Набор
Называют
4
1
посуду иее
назначение
ее назначение
игрушеч
назначение.
ной
4
Бытовая техника и ее
назначение
5
Уборка бытового
мусора.
1
6
Практическая
работа «Уборка
мусора»
Сгребание травы и
листьев
1
7
Деятель
ность
обучаю
щихся
посуды.
Знают бытовую
Предметн
технику
ые
карточки.
Принима
Мусорн
ть
ые
посильное
пакеты,
участие в
перчатк
повседневных
и
делах дома и в
школе.
4
1
1
4
Коррекционна
яработа
Развитие
зрительно
го
внимания
Развитие
зрительно
го
внимания
Называют
бытовую
технику и ее
назначение.
Соблюдение
Развитие общей
последователь моторики
ност и
действий при
уборке
мусора.
4
4
Научитс
я
сгребан
Грабли
Практикум
по уборке
территории
Развитие общей
моторики
ию
травы и листьев.
8
Подметание
территории. Уход за
уборочным
инвентарем.
Инструктаж по ТБ
Таблица, кухонные
инструменты
10
Посуда и ее
назначение. Выбор
посуды и столовых
приборов
1
Приготовление
блюда.
Подготовка к
приготовлению
блюда.
Соблюдение правил
гигиены при
приготовлении пищи.
1
12
Научится
подметать
территори
ю.
Грабли
Практикум
по уборке
территории
Развитие общей
моторики
II четверть -(8 часов очно, 32 часов для самостоятельного изучения материала)
Таблицы,
Повтор
1
4
Запомнят
предметн
яют за
инструкци
ые
учителе
ю по
картинки
м.
технике
.
безопасности.
9
11
4
1
4
4
1
4
Науча
ться
различ
ать и
выбирать
посудупо
назначению.
Приготовл
ениеблюда.
Подготовка к
приготовле
ниюблюда.
Соблюдение
правил
гигиены
при
приготовлении
пищи.
Запоминают
назначение
посуды
Приготовление
блюда.
Плакаты,
предметн
ые
картинки
.
Соблюде
ние
правил
гигиены
при
приготовлени
ипищи.
Развит
ие
памяти,
зрительног
овнимания.
13
Выбор продуктов,
необходимых для
приготовления блюда.
1
14
Выбор инвентаря,
необходимого для
приготовления
блюда. Инструктаж
по технике безопасности
1
Практическая работа
«Приготовление
бутербродов»
Обработка
продуктов. Мытье
продуктов.
1
15
16
4
4
Научатся
выбирать
продукты,
необходимые
для
приготовлен
ия блюда.
Научатся
выбирать
инвентарь,
необходимый
для
приготовления
блюда.
Плакаты,
предметн
ые
картинки
.
Выби
рают,
запом
инаю
т
проду
кты,
необходимые
для
приготовления
блюда.
Выби
Плакаты,
предметные рают,
запом
картинки.
инаю
т
инвен
тарь,
необходимы
й для
приготовле
ния блюда.
Развитие умения
слушать и
слышать
4
Науч
Плакаты.
атся
обра
ботк
е
продуктов,
мытью
продуктов.
III четверть - (11 часов очно, 44 часов для самостоятельного изучения материала)
1
Развит
ие
памяти,
зрительног
овнимания.
4
Развитие умения
слушать и
слышать
17
Уборка с
поверхности
стола
остатков еды и мусора.
Вытираниеповерхности
мебели.
1
4
Выполняет
инструкцию
учителя
Салфетки.
18
Подметание пола
1
4
Веник.
Мытье
пола:
соблюдение
последовательности
действий при мытье
пола
1
Соблюдает
последовате
льность
действий
при
подметание
пола.
Соблюдает
последовате
льность
действий
при мытье
пола.
19
4
Тряпки,
емкость
для
мытья
пола.
Практи
кум по
уборке
террито
рии.
Наполнение
емкости для
мытьяпола
водой,
добавление
моющего
средствав
воду,
намачивание и
отжимание
тряпки,
мытье пола,
выливание
использованной
воды,
просушивание
мокрых
тряпок)
Развитие общей
моторики
20
Соблюдение
последовательности
действий при мытье
окна.
21-22
Уборка пылесосом:
различение
основных частей
пылесоса.
Подготовка
пылесоса к работе.
1
2
4
8
Соблюдает
последовате
льность
действий
при мытье
окна.
Тряпки,
емкость
для
мытья.
Соблюдение
последовате
льности
действий
при уборке
пылесосом
Пылесос.
Наполнение
емкости для
мытья водой,
добавление
моющего
средства
в
воду, мытьѐ
рамы,
вытирание
рамы, мытьѐ
стекла,
вытирание
стекла,
выливание
использованн
ой воды
Подготовка
пылесоса к
работе,
установка
регу
лято
ра
мощ
ност
и,
вкл
юче
ние
Развитие умения
слушать и
слышать
Чистка поверхности
пылесосом.
23
1
4
24
Холодильник,
его 1
назначение вхозяйстве.
4
Предметн
ые
картинки.
25-26
Помощники в доме:
утюг, его
назначение в хозяйстве
2
8
Предметн
ые
картинки.
Практическая работа
«Правилаработы с
утюгом».
1
27
Знают
правила
работы с
утюгом
IV четверть-(7 часов очно, 28 часов для самостоятельного изучения материала)
4
(вставление
вилкив
розетку;
нажатие
кнопки),
чистка
поверхности,
выключение
(поворот
рычага;
нажатие
кнопки;
вынимание
вилки из
розетки),
отсоединение
съемных
деталей
пылесоса).
Показывают и
называют
части
холодильника.
Показывают и
называют
частиутюга.
Работают с
утюгомс
помощью
взрослого.
Развитие
зрительного
ислухового
внимания
Развитие
зрительного
ислухового
внимания
Развитие умения
работать с
утюгом
Помощники в доме: 1
электрочайник,
его
назначение вхозяйстве.
«Правила работы с
электрочайником».
4
29
Помощники в доме:
микроволновая
печь, ее назначениев
хозяйстве.
«Правила работы с
микроволновой
печью»
4
30
Складывание бельяи
одежды.
Вывешивание
одежды на
«плечики».
28
Машинная стирка
31
1
1
1
4
4
Знают
прави
ла
работ
ыс
электрочайни
ком.
Знают
прави
ла
работ
ыс
микров
олново
й
печью
»
Уход за вещами
Складыван
ие бельяи
одежды.
Вывешиван
иеодежды
на
«плечики».
Имеет
представлени
яо
машинной
стирке
Выполняют
работус
помощью
учителя.
Развитие
зрительного
ислухового
внимания
Предметн
ые
картинки.
Выполняют
работус
помощью
учителя.
Развитие
зрительного
ислухового
внимания
Предметн
ые
картинк
и.
Складывание
бельяи
одежды.
Вывешивание
одежды на
«плечики».
Карточки, Различение
предметные составных
частей
картинки.
Стиральной
машины
Развити
е
внимани
я,
памяти.
Развитие
зрительного
внимания
Уход за одеждой:
стирка, чистка,
починка.
32
33-34
Практическая работа
«Уход за одеждой»
1
2
4
8
Научится
складывать, чистить
бельѐ и одежду, и
вешать на
«плечики»
Карточки,
предметные
картинки.
Складывание бельяи
одежды.
Вывешивание
одежды на
«плечики».
Развитие
зрительного
внимания
Предметно-развивающая образовательная среда:
• игрушки сборно-разборные;
• иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный,
бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
• конструктор «Лего»
• деревянные вкладыши по темам «Город» и «Одежда»
• иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы,
• картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся
используют в своих играх-занятиях;
• карточки с пиктограммами;
• набор картинок с изображением знакомых детям объектов;
• трафареты;
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
"Домоводство"
предусматривает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)
предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой
техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и
приготовления блюд, стирки белья, глажения белья.
Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки,
ложки, ножи, вилки, кружки), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник,
скатерть), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная
доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос,
электрическая
плита,
электрическая
духовка,
миксер,
микроволновая
печь,
электровафельница), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь
(тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Домоводство".
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
выполнением повседневных дел дома: умение выполнять доступные бытовые виды работ:
приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола;
умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности:
стирка, уборка, работа на кухне; умение соблюдать гигиенические и санитарные правила
хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения; умение
использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты,
соблюдая правила безопасности.
1
3