Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
предметной области "Язык и речевая практика" включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих
нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность
в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,
включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных
средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по
введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает
планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в
доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Общая характеристика предмета
В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования
навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной
коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки:
первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») - обобщающее понятие - закрепление навыка
самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающихся с умеренной или
тяжелой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных
партнеров, поэтому так важно научить альтернативным приемам работы с различными видами
доступной информации.
При обучении «Речь и альтернативная коммуникация» обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения
является не собственно ознакомление обучающихся с художественной литературой, на занятия
их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек,
стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно
воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства
коммуникации.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии
учебным планом МКОУ Костаревской СШ на 2024/2025 учебный год рассчитана на 102 часа в
год, 3 раза в неделю (1 час очно, 2 часа для самостоятельного изучения материала) (исходя из 34
учебных недель в год).
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено
следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение
согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком
(словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов
предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с
собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником
звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,
чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными
словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение
согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши),
нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием
пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия
(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного
компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся
класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся
класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние
(употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние
(употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).
Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных
предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной
картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о
прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану,
представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного
устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых
предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы
на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших,
планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы
(слога, слова, предложения).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
> формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
>формирование уважительного отношения к окружающим;
>овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся
мире;
>развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
1)
умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях;
2)
понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков;
3)
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
4)
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий;
5)
использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
6)
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Название раздела
Количество часов по четвертям
Iч
II ч
III ч
Проведено
VI ч
1
Мониторинг
1
-
-
-
1 час
2
Коммуникация
3
1
2
1
7 часов
3
Развитие речи
средствами
вербальной и
невербальной
коммуникации
-
2
2
1
5 часов
4
Чтение и письмо
3
4
6
3
16 часов
5
Тестирование
1
1
1
1
4 часа
6
Повторение
1
1 час
7
часов
34 часа
Итого:
8
часов
8
часов
11
час
Календарно - тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
на 2024-2025 уч.год
№
Деятельность
Кол-во
Дат
Планируемы
Средства
обучающихся
часов для
а
йрезультат
обучения
самостояте
проведе
льного
ния
изучения
материала
I четверть - 24 часа (8 часов очно, 16 часов для самостоятельного изучения материала)
Содержание
программного
материала
Колво
часов
очно
1
Мониторинг
1
-
2
Слова -
1
4
3
4-5
Умеет пользоваться
приветствия, слова
словами приветствия
– прощания
и прощания
вербально и не
вербально
Обращение
Звуки и буквы
А,У,0,М. Чтение
слогов
1
2
Карточки,
сюжетные и
предметные
картинки,
пиктограммы.
4
4
Карточки
Узнает букву
средидругих букв,
Карточки,
сюжетные и
Показывают и
называют
графические
изображения
слов
Коррекционная
работа
Развитие
зрительного и
слухового
восприятия
Развитие
слухового и
Показывают
и называют
графические
изображения
.
Показыва
ют и
называют
зрительного
восприятия
Развитие
зрительного
6-7 Написание букв
А,У,0,М. и слогов
8
Тестирование
2
4
1
-
воспроизводит
звук, конструирует
букву.
предметные
картинки,
пиктограммы,
алфавит.
Рабочая
тетрадь
буквы,
читают
слоги.
восприятия и
мелкой моторики
II четверть – 24 часа (8 часов очно, 16 часов для самостоятельного изучения материала)
9
Обводка и
рисование
треугольника по
шаблону
1
2
Умеет обводить
ирисовать
треугольник по
шаблону
Шаблон
треугольника
10
Понимание слов,
указывающих на
предмет
1
2
Узнает и понимает
слово
указывающегона
предмет.
Карточки,
сюжетные и
предметные
картинки,
пиктограммы,
алфавит.
Интерактивное
оборудование
11-12
Буква С, Ч, Н.
Чтение слогов и
слов
Написание букв
С, Ч, Н.
2
4
Узнает букву
среди
Разрезная
азбука.
2
4
других букв,
воспроизводи
тзвук,
конструирует
букву.
Предметные
картинки,
название
которых
начинается со
звука «Н,С,Ч»
13-14
Обводят и
рисуют
треугольн
ик по
шаблону
Читают слоги.
Печатают в
тетради слоги
ислова.
Развитие мелкой
моторики
Развитие
слухового и
зрительного
восприятия
Развитие
зрительного
Называют
слова,
которые
начинаются
набукву
С,Ч,Н (с
восприятия и
мелкой моторики
15
Написание и
чтение слогов с
изученными
буквами
1
16
Тестирование
1
4
Узнает букву среди
других букв,
воспроизводит звук,
конструирует букву.
Предметные
картинки,
название
которых
начинается со
звука «Н,С,Ч»
помощью
предметных
картинок).
Печатают буквы
и слоги в
тетради.
Работают с
карточкой
Называют
восприятия и
слова,
мелкой моторики
которые
начинаются
набукву
С,Ч,Н (с
помощью
предметных
картинок).
Печатают буквы
и слоги в
тетради.
Работают с
карточкой
№
17-18
Деятельность
Кол-во
Да
Планир
Средства
Коррекционна
обучающихся
часов
та
уемы
обучения
яработа
для
прове
й
самост
дения
резул
оятель
ьтат
ного
изучен
ия
матер
иала
III четверть – 24 часа (11 часов очно, 22 часов для самостоятельного изучения материала)
2
Узнает букву
Написание и
Предметные
Называют слова,
восприятия и
4
средидругих
чтение слогов с
картинки,
которыеначинаются
мелкой моторики
букв,
изученными
название
на изученные буквы
воспроизводит которых
буквами
(с помощью
звук,
начинается с
предметных
конструирует
изученных
картинок).
букву.
звуков
Печатают буквы и
слоги в тетради.
Работают с карточкой
Содержание
программного
материала
Колво
часов
очно
19-20
Понимание слов,
обозначающих
действия предмета
2
4
Понимает
слова,
обознача
ющие
действия
предмета.
Карточки,
сюжетные и
предметные
картинки,
пиктограммы
21-22
Буква И,К,П,Т
Чтение слогов и
слов
Конструирование и
выделение букв
И,К,П,Т
2
4
1
2
Узнает
букву среди
других букв,
воспроизводи
т звук,
конструирует
букву.
Разрезная
азбука.
Предметные
картинки,
название
которых
1
3
23
24
Написание букв
И,К,П,Т
начинается со
звука
«И,К,П,Т»
Рабочая
тетрадь
Выполняют
упражнение на
понимание простых
по звуковому
составуслов
обозначающих
действия предмета
(пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать,
рисовать, играть,
гулять и др.)Чтение
слогов. Печатание в
тетради слогов и слов.
Упражнения на
соотнесенияслогов с
их графическим
изображением
Выполняют
упражнение на
узнавание буквы, еѐ
звуковое
воспроизведение,
конструирование.
Называютслова,
которые начинаются
на букву И,К,П,Т (с
помощью
предметных
картинок). Печатают
буквы и слоги в
тетради. Работа с
карточкой
Развитие
зрительного
ислухового
восприятия
Развитие
зрительного
восприятия и
мелкой моторики
25
Понимание слов,
обозначающих
признак
действия, состояние
26
Написание и чтение
слогов с
изученными
буквами
Тестирование
27
28
Написание и чтение 1
слогов с
изученными
буквами
Узнает
понимает
слова
указывающи
ена
состояние.
Формировать
умение
употреблять
слова
обозначающи
е признак
действия,
состояния в
речи
Упражнения на
понимание простых по
звуковому составуслов
обозначающих
действия,состояние
громко, тихо,
быстро,
медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно
и др.) Чтение слогов.
Печатание в тетради
слогов и слов.
Упражнения на
соотнесения слогов с
их
графическим
изображением
1
2
Узнает букву
Предметные
Называют слова,
средидругих
картинки,
которыеначинаются
букв,
название
на изученные буквы
воспроизводит которых
(с помощью
звук,
1
начинается с
предметных
конструирует
изученных
картинок).
букву.
звуков
Печатают буквы и
слоги в тетради.
Работают с карточкой
VI четверт-(7 часов очно, 14 часов для самостоятельного изучения материала)
1
3
2
Узнает букву
средидругих
букв,
воспроизводит
звук,
конструирует
Карточки,
сюжетные и
предметные
картинки,
пиктограммы
Предметные
картинки,
название
которых
начинается с
изученных
Называют слова,
которыеначинаются
на изученные буквы
(с помощью
предметных
картинок).
Развитие
слухового и
зрительног
о
восприятия
восприятия и
мелкой моторики
восприятия и
мелкой моторики
букву.
29
30
31
Буква Ы,Х,Ш,Л
Чтение слогов и
слов
Конструирование и
выделение букв
Ы,Х,Ш,Л
Написание
буквыЫ,Х,Ш,Л
1
2
1
2
1
2
Развивать
умение
узнавать
букву среди
других букв,
воспроизводи
ть звук,
конструирова
тьбукву.
Формировать
навык чтения,
графического
изображения
буквы
звуков
Разрезная
азбука.
Предметные
картинки,
название
которых
начинается со
звука
«Ы,Х,Ш,Л»
Рабочая тетрадь
Печатают буквы и
слоги в тетради.
Работают с карточкой
Упражнения на
узнавание буквы, еѐ
звуковое
воспроизведение,
конструирование.
Называниеслов,
которые начинаются
набукву Ы,Х,Ш,Л (с
помощью предметных
картинок).
Упражнения на чтение
слогови слов.
Упражнения на
соотнесения слогов с их
графическим
изображением.
Печатание буквы и
слогов втетради.
Работа с карточкой
Развитие
зрительного
ислухового
восприятия
32
Понимание слов,
обозначающих
число, количество
предметов
1
2
33
Тестирование
1
2
34
Повторение
изученного материала
1
2
Развивать
умение
узнавать и
понимать
слово
указывающег
она
количества
предмета.
Формировать
умение
употреблять
слова
обозначающи
е число,
количество
предметов в
речи
Карточки,
сюжетные и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
Упражнения на
понимание простых
по звуковому
составуслов
обозначающих
действия предмета
(пять, второй и др.)
Чтение
слогов. Печатание в
тетради слогов и
слов. Упражнения
насоотнесения
слогов с их
графическим
изображением.
Дидактические
задания,
например:
«Возьми пять
карточек»,
«Назови первую
картинку» идр.
Работа с
карточкой: назови
ираскрась те
предметы, которых
по два и т.д.
Предметно-развивающая образовательная среда:
•
иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы,
•
картины по сказкам;
•
картинки с изображением различных предметов и игрушек,которые обучающиеся
используют в своих играх-занятиях;
•
карточки со слогами, словами;
•
карточки с пиктограммами;
•
набор картинок с изображением знакомых детям объектов;
•
трафареты;
•
буквы;
•
рабочие тетради.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная
коммуникация":
1)
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный
лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2)
Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание
обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3)
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных
видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование
предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с
графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи
карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное
устройство).
4)
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5)
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.
1
5