Рабочая программа Труд (технология) 7 класс АООП

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .......................................................................... 6

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ........................................................ 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 2),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной,
тяжелой,

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» в 7 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Труд
(технология)».
Цель обучения – подготовка обучающихся и подростков с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой
деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» в 7
классе определяет следующие задачи:
 развитие интереса к трудовой деятельности;
 формирование

навыков

работы

с

различными

инструментами

и

оборудованием;
 освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных
3

изделий.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы по учебному предмету «Труд (технология)» в 7 классе
Личностные результаты:
 умение принимать помощь учителя или одноклассников в процессе
выполнения задания;
 проявление интереса к предмету;
 практическое понимание выполняемых действий
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Труд (технология)» на конец 7 класса
 уметь находить свое рабочее место;
 соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами (ножницы, игла), пачкающимися материалами (клей);
 выполнять изученные операции и приемы по изготовлению изделий
(обрывание по контуру, резание ножницами, сборка изделия с помощью
клея);


выполнять сгибание, складывание, разрывание бумаги;



резать и вырезывать по линиям различной конфигурации по возможности
самостоятельно или с помощью учителя;



изготавливать аппликации, изделия по операционному плану с помощью
учителя;



изготавливать объекты из глины (Керамика);



изготовлять объекты на ткани (Батик);



собирать бисер и бусы на проволоку;



пользоваться иглой, выполнять простейшие действия с нитками и
текстильными материалами;



оценивать свою деятельность на уроке;



готовить своё рабочее место к уроку, убирать в конце урока.

4

Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения образовательной программы по учебному
предмету «Труд (технология)» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.

5

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по профильному труду представлена следующими разделами:
«Работа с бумагой и картоном», «Керамика», «Батик», «Бисер», «Шитье»,
«Растениеводство».
Работа с бумагой и картоном (14ч)
На уроках закрепляются знания обучающегося о свойствах бумаги и
картона; навыки сгибания, разрывания, скатывания, разметки бумаги с
помощью мерочек и по линейке. Закрепляются приёмы складывания бумаги.
Расширяются представления о работе с клеем, инструментами. Систематически
повторяются и практически закрепляются правила техники безопасности при
работе с ножницами. Обучающиеся учатся вырезыванию по различным линиям,
симметричному вырезыванию.

При изготовлении аппликаций,

изделий

используются различные приёмы работы с бумагой. В процессе обучения
обучающиеся учатся готовить к работе своё рабочее место, наводить порядок в
конце урока; учатся оценивать свою работу и работу одноклассников.
Батик (9ч)
Подготовка рабочего места. Подготовка ткани к работе. Нанесение
контура рисунка на ткань. Подготовка красок. Раскрашивание внутри контура.
Уборка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении: натягивание ткани на подрамник, рисование эскиза, нанесение
контура рисунка на ткань, раскрашивание внутри контура, сушка ткани,
глаженье изделия.
Керамика (7ч)
Различение свойств глины. Подготовка рабочего места. Отрезание куска
глины. Разминание глины. Раскатывание глины скалкой. Катание колбаски.
Катание шарика. Набивка формы. Декоративная отделка изделия (нанесение
рисунка, присоединение мелких деталей, придание фактуры). Покрытие изделия
глазурью (краской). Уборка рабочего места.

6

Растениеводство (11ч)
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива
растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление
почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление
сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов. Выращивание лука на
перо. Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы.
Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление
компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на
грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян.
Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Чистка и мытье
садового инвентаря.
Работа с тканью (12ч)
Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья.
Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание
нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями
(с четырьмя отверстиями). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление
нити на ткани. Выполнение шва «через край». Уборка рабочего места.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении салфетки:
обработка краев изделия способом вытягивание нитей (бахрома), вытягивание
нитей для мерёжки, вышивание по уголкам цветов способом «вперёд иголка».
Работа с бисером (15ч)
Продолжать работать с бисером, вызывать познавательный интерес к
работе с бисером. Правила техники безопасности при работе с бисером,
организация рабочего места, правильное положение рук и туловища при работе.
Нанизывание бусин и бисера. Закреплять приём скручивания концов проволоки
в петлю. Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
Основной формой работы по предмету «Труд (технология)» является урок
- занятие. Продолжительность урока составляет 40 минут. На уроках ведущая
роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые
дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя
7

возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и
компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого
обучающегося.
Формы

организации

познавательной

деятельности

учащихся:

индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Виды деятельности на уроках: дидактическая игра, слушание объяснений
учителя; просмотр учебных фильмов; опрос, практические упражнения; работа
с раздаточным материалом; выполнение практических заданий; решение
ситуационных задач; экскурсия.
Диагностика обучающихся проводится в течение учебного года как
результат освоения программы. Для более прочного усвоения знаний, умений,
навыков, способствующих развитию познавательных способностей учащихся их
творческий потенциал, эмоции, интересы, применяются общие дидактические
методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, направленный на
усвоение

и

запоминание

учащимися

новой

готовой

информации;

репродуктивный метод, позволяющий многократно воспроизвести действие;
используются традиционные методы: наглядные, словесные, практические.

8

Содержание разделов
№

Количество
часов

Название темы

1.

Работа с бумагой и картоном

14

2.

Батик

9

3.

Керамика

7

4.

Растениеводство

11

5.

Работа с тканью

12

6.

Работа с бисером

15

Итого:

68

9

III.
№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основные направления коррекционной работы

Базовые учебные
действия

Оборудование
(дидактический
материал, ТСО и ИТ)

Знать правила
поведения на уроках
труда; правила
техники
безопасности при
работе с
инструментами

Таблица «Правила
техники
безопасности при
работе с
инструментами

Знать назначение
бумаги и картона

Картон, бумага

Уметь сгибать
бумагу

Бумага

Знать назначение
ткани

Презентация по
теме урока

Учить наносить
контур на ткань

Ткань, контур,
рисунок.

Учить раскрашивать
контур по ткани

Ткань, краски,
кисти, вода.

Знать назначение
глины

Презентация по
теме урока

Учить отрезать
кусок глины

Глина, дощечки,
стеки

I четверть (16ч)
Работа с бумагой и картоном (3ч.)

1.

Правила поведения на уроках труда.
Соблюдение правил техники безопасности
при работе с инструментами, клеем

2.

Виды
бумаги, свойства. Бумага и
картон (внешний вид, назначение)

3.

Приёмы фальцовки. Сгибание листа бумаги
пополам, вчетверо, по диагонали
Батик (3ч.)

4.

Вводное занятие. Знакомство с техникой
«Батик»

5.

Нанесение контура рисунка на ткань.
Выделение рисунка составом (воск, контур)

6.

Подготовка красок, раскрашивание внутри
контура «Цветик-семицветик»

Коррекция регуляции поведения на основе
тренировки в адекватном поведении

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия на основе знакомства со
свойствами бумаги
Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений в сгибании бумаги
Коррекция зрительного, тактильного
восприятия на основе знакомства со
свойствами ткани
Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений в нанесении
контура на ткань
Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений в раскрашивании
внутри контура

Керамика (2ч.)
7.

Вводное занятие. Знакомство с техникой
«Керамика». Свойства глины

8.

Подготовка рабочего места. Отрезание
куска глины.
Разминание куска глины

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия на основе знакомства со
свойствами глины
Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений в отрезании
кускаглины

№

Тема урока

Основные направления коррекционной работы

Базовые учебные
действия

Оборудование
(дидактический
материал, ТСО и ИТ)

Работа с тканью (3ч.)
9.

Игла. Правила техники безопасности при
работе с иглой

10.

Отрезание нити определённой длины.
Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка

11.

Шитьё по проколам способом «игла вверхвниз»

Коррекция зрительного восприятия,
координации движений
Коррекция зрительного и тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, концентрации памяти,
внимания, мелкой моторики
Коррекция зрительного и тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, концентрации памяти,
внимания, мелкой моторики путём
упражнений в шитье по проколам

Знатьправила
техники
безопасности при
работе с иглой
Знатьправила работы
с иглой, уметь
вдевать нитку в
иголку
Знатьправила работы
с иглой, уметь
вдевать нитку в
иголку, шить по
готовым проколам

Предметная
картинка, игла,
Нитки, иголки
образец
Нитки, картон с
проколами, иголки
образец

Работа с бисером (3ч.)
12.

Правила техники безопасности при работе с
бисером и проволокой

Правила техники безопасности при работе с
бисером и проволокой

13.

Нанизывание на проволоку бисера Изделие
из бисера: «Бабочка»

Коррекция мелкой моторики, зрительнодвигательной координации в процессе
выполнения упражнений в нанизывании
бусин

14.

Изделие из бисера: «Бабочка»

Коррекция мелкой моторики

Знать правила
работы с бисером и
проволокой
Знать правила
работы с бисером,
уметь нанизывать
пайетки и бисер на
проволоку
Знать правила
работы с бисером,
уметь нанизывать
бусины и бисер на
проволоку

Бисер, проволока

Бисер. Проволока

Бусины, бисер,
проволока,
тряпочка

Растениеводство (2ч.)
15.

Комнатные растения.
рыхление почвы

Полив

растения,

16.

Мытьё растений, опрыскивание растений

Коррекция мышления на основе наблюдений
Коррекция восприятия, памяти, зрительнодвигательной координации путём

Знать условия,
необходимые для
жизни растений
Знать правила ухода
за растениями, уметь

Комнатные цветы
Презентация по
теме
Презентация по
теме

№

Тема урока

Основные направления коррекционной работы

выполнения практических действий

Базовые учебные
действия

Оборудование
(дидактический
материал, ТСО и ИТ)

осуществлять
простейший уход за
растениями

II четверть (16ч)
17.

18.

19.

Работа с бумагой и картоном (2ч.)
Правила техники безопасности при работе с
ножницами.
Правила
пользования
ножницами

«Новогодние фонарики»

Коррекция мелкой и общей моторики,
координации движений рук путём
упражнений в работе с ножницами

Знать правила
пользования
ножницами и уметь
правильно
пользоваться
инструментами

Бумага, ножницы,
клей.

Коррекция зрительно-двигательного
восприятия, зрительно-двигательной
координации , мелкой моторики на основе
упражнений в резании картона и бумаги.

Уметь резать по
намеченным линиям

Картон, ножницы.
Таблица по
технике
безопасности

Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений в раскрашивании
внутри контура

Учить раскрашивать
контур по ткани,
оформлять
композицию.

Презентация по
теме.

Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений катание колбаски,
шариков.

Уметь катать
колбаску, шарики из
глины.

Глина, дощечки,
стеки.
Презентация по
теме.

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия зрительно-двигательной
координации, памяти основе упражнений в
пришивании пуговиц
Коррекция зрительного, тактильного
восприятия зрительно-двигательной
координации, внимания на основе
упражнений в пришивании пуговиц

Уметь пришивать
пуговицы двумя
способами знать
назначение пуговиц
Уметь пользоваться
иглой, работать по
инструкции, уметь
закреплять работу

Набор пуговиц,
игла, нитки

Батик (1ч.)
20.

Графическое
изображение
«Цветикасемицветика». Рисование, приближенное к
реальному.
Керамика (1ч.)

21.

Катание колбаски. Катание шарика.
Работа с тканью (4ч.)

22.

23.

Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с
двумя отверстиями
Пришивание
отверстиями

пуговиц

с

четырьмя

№

Тема урока

Основные направления коррекционной работы

Базовые учебные
действия

Оборудование
(дидактический
материал, ТСО и ИТ)

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, внимания на основе
упражнений в пришивании пуговиц

24.
Пришивание пуговиц на ножке
25.
Работа с бисером (4ч.)
26.
27.
28.
29.

Правила техники безопасности при работе
с бисером и проволокой

Правила техники безопасности при работе с
бисером и проволокой

Знатьправила работы
с бисером и
проволокой

Бисер, бусы,
проволока

Изготовление объёмного изделия из бисера
по схеме. Колокольчики

Коррекция мелкой моторики, зрительнодвигательной координации в процессе
выполнения упражнений в нанизывании
бусин и бисера

Знатьправила работы
с бисером и
проволокой

Бисер, бусы,
проволока, схема

Коррекция мышления на основе наблюдений.
Коррекция восприятия, памяти, зрительнодвигательной
координации путём
выполнения практических действий.

Знатьусловия,
необходимые для
жизни растений

Презентация
по теме.
Почва для
посадки, лук,
семена, ящик

Коррекция восприятия, памяти, зрительнодвигательной
координации путём
выполнения практических действий

Знать правила ухода
за растениями, уметь
осуществлять
простейший уход за
растениями

Практическая
работа

Уметь резать и
вырезать по линиям
различной
конфигурации
Уметь резать и
вырезать по линиям
различной
конфигурации

Картон, ножницы.
Таблица по
технике
безопасности
Картон, ножницы.
Таблица по
технике
безопасности

Растениеводство(3ч.)
30.
31.

32.

Посадка и выращивание лука на перо в
комнатных условиях

Уход за комнатными растениями. Полив,
опрыскивание

III четверть (20ч)
Работа с бумагой и картоном (4ч.)
33.

Свойства
картона.
Резание
картона
ножницами по овалам, по кругам разных
размеров

Коррекция зрительно-двигательного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, мелкой моторики на основе

34.

Симметричное
фруктов

Коррекция зрительно-двигательного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, мелкой моторики на основе

вырезывание

овощей

и

Основные направления коррекционной работы

Базовые учебные
действия

Оборудование
(дидактический
материал, ТСО и ИТ)

Коррекция зрительно-двигательного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, мелкой моторики на основе

Уметь чередовать
фигуры овощей и
фруктов,
планировать свою
работу

Заготовка
корзинки, образец
аппликации

Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений в раскрашивании
внутри контура

Уметь аккуратно
раскрашивать внутри
контура
Уметь аккуратно
оформлять работу

Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений катание колбаски,
придание формы частям тела поделки.

Уметь катать
колбаски из глины в
руках, видеть части
тела

Глина, дощечки,
вода, стеки,
образец

Коррекция мелкой моторики, мышечных
усилий путём упражнений покрытия
изделия краской.

Уметь аккуратно
раскрашивать

Краски, кисти,
вода,образец

Вытаскивание нитей для бахромы по краям
салфетки

Коррекция зрительного и тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, концентрации памяти,
внимания, мелкой моторики

Знать правилаработы
с иглой, уметь
медленно вытягивать
нить

Ткань, игла.
Таблица по ТБ при
работе с иглой

Вышивание салфетки способом «Вперёд
иголка» по контурурисунка

Коррекция зрительного и тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, концентрации памяти, мелкой
моторики

Знать правила работы
с иглой,уметь вдевать
нитку в иголку,
вышивать по контуру

Нитки, картон с
проколами

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, внимания на основеупражнений

Уметь нанизывать
листочки скручивать
проволоку. Знать ТБ

Проволока, набор
листочков, образец

№

Тема урока

35.
36.

Аппликация «Корзина с овощами и с
фруктами» на картоне
Батик (3ч.)

37.
38.
39.

Графическое изображение ягод «Клубника».
Рисование,приближенное к реальному
Композиция «Дары природы». Оформление

Ткань, краски,
кисти, вода,
образец
Образец

Керамика (2ч.)
40.

Изготовление изделия из глины «Собачка»

41.

Раскрашивать изделия к раской.
Работа с тканью(4ч.)

42.
43.
44.
45.

Работа с бисером (5ч.)
46.
47.

Изготовление дерева «Клён» из крупных
пайеток в форме кленового листочка по
схеме

№

Тема урока

48.
49.
50.

Вышивание бисером по канве «Ветка
рябины»

Оборудование
(дидактический
материал, ТСО и ИТ)

Основные направления коррекционной работы

Базовые учебные
действия

в нанизывании пайеток на проволоку, в
скручивании проволоки

при работе с
проволокой

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, внимания на основе
упражнений в вышивании бисером

Знать правилаработы
с иглой, уметь
вдевать нитку в
иголку, бисер

Канва с рисунком,
нитки. Бисер

Коррекция мышления на основе наблюдений,
Коррекция восприятия, памяти, зрительнодвигательной координации путёмвыполнения
практических действий

Знать условия,
необходимые для
жизни растений,
уметь осуществлять
простейший уход за
растениями

Почва для рассады,
горшки, семена
палочки для
рыхления

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации в процессе складывания

Учить выполнять
инструкцию учителя

Технологическая
карта, картон
готовые детали,
клей
Готовые детали,
клей

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия, вырезание деревьев,
наклеивания на картон. Обыгрывание сказки

Уметь соблюдать
последовательность
действий в сказке

Знать содержание
сказки

Коррекция мелкой моторики мышечных
усилий путём упражнений в раскрашивании
внутри контура

Уметь аккуратно
раскрашивать
внутри контура
Знать приёмы
оформления

Растениеводство(2ч.)
51.

Приготовление почвы для рассады. посадка
семян в горшочки для рассады

52.

Уход, рыхление, полив растения

IV четверть (16ч)
Работа с бумагой и картоном( 5ч.)
53.

Складывание из картона поделки «Дом»

54.
55.

Складывание из картона поделки «Заяц»
Складывание из картона поделки «Лиса»

56.

Композиция сказки «Лиса» и « Заяц».
Оформление.

57.

Батик(2ч.)
58.

Графическое
изображение
«Бабочка».
Рисование,приближенное к реальному

59.

Оформление композиции «Бабочки»

Коррекция зрительного восприятия

Ткань, краски,
кисти, вода,
образец
Ткань, краски

Керамика (1ч.)
60.

Оформление поделки «Собачка»

Коррекция зрительного восприятия

Уметь доводить дело
до конца

Образец

№

Тема урока

Основные направления коррекционной работы

Базовые учебные
действия

Оборудование
(дидактический
материал, ТСО и ИТ)

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия, зрительно-двигательной
координации, внимания на основе
упражнений в вышивании бисером

Уметь доводитьдело
до конца

Образец

Коррекция зрительного, тактильного
восприятия зрительно-двигательной
координации, памяти основе упражнений в
пришивании пуговиц

Уметь пришивать
пуговицы двумя
способами знать
назначение пуговиц

Набор пуговиц,
игла, нитки

Коррекция восприятия, памяти, зрительнодвигательной координации путёмвыполнения
практических действий

Знать правила ухода
за растениями, уметь
выполнять
простейший уход за
растениями

Рассада, семена,
лейки, лопаты,
грабли

Работа с бисером (2ч.)
61.
62.

Вышивание бисером по канве «Ветка
рябины»
Работа с тканью (2ч.)

63.
64.

Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с
двумя отверстиями
Растениеводство (4ч.)

65.
66.
67.
68.

Перекапывание почвы, рыхление почвы
Посев семян в грунт. Высаживание
рассады в открытый грунт, полив растений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».